Вообще Россия имеет богатый опыт создания предприятий по выпуску иностранных автомобилей. Например, ГАЗ в свое время был полностью построен Ford , а АвтоВАЗ начал свою историю с выпуска Fiat-124. Однако сейчас мы являемся свидетелями новой волны прихода иностранных автопроизводителей в Россию.
Часть из них пока собирает свои машины по так называемой «отверточной» технологии, но все чаще речь идет о полноценном производстве со сваркой и окраской кузовов. А вот, например, General Motors решила пока не собирать свои модели, а вложить деньги в производство нового вазовского автомобиля. Так появилось СП «GM-АвтоВАЗ». Ford пошел пойти по другому пути и с нуля построил свой завод. Однако обо всем по порядку…
GM хочет делать четыре модели
• | Первая Шевроле-Нива сошла с конвейера |
В 2003 году СП «GM-АвтоВАЗ» выйдет уже на плановый объем производства – 35 000 автомобилей в год, причем 5000 машин предназначены для экспорта. В 2003 году будет расширена и цветовая гамма – к серебристому добавятся еще 6 цветов.
Но в СП «GM-АвтоВАЗ» планирует выпускать еще четыре модели, правда, пока не известно какие. Напомним, что на автосалоне в Москве в августе этого года первый заместитель генерального директора АвтоВАЗа Юрий Степанов заявил, что в Тольятти будут выпускать до 35 000 Opel Astra в год и первое время производство этой машины можно осуществлять на конвейере совместно с Chevrolet Niva. Чуть позже, правда, генеральный директор СП «GM-АвтоВАЗ» Джон Милонас не подтвердил эту информацию. По его словам, сейчас в СП рассматривают вопрос о целесообразности запуска в производство еще одного автомобиля, и идет выбор между 5-6 моделями (Opel Astra в их числе).
Планы Renault
Renault также имеет в России свое сборочное производство на площадях завода «Москвич», но оно пока не работает. Renault уже собирала автомобили в России около двух лет назад, и тогда французы ждали таможенных льгот для себя. Но не дождались, и отверточная сборка моделей Megane и Renault 19 была прекращена – автомобили было дешевле завозить из Турции, чем собирать в России. Всего было собрано в Москве около 2000 машин.
В этом году Renault вновь решила начать сборку своих автомобилей в России, и уже в этом году в Москве могут быть сделаны первые экземпляры Renault Symbol. Об объемах возможного производства Renault Symbol пока не сообщается. Все будет зависеть от спроса. Если уровень продаж в течение последних четырех месяцев этого года сохранится на том же уровне, то за весь 2002 год Renault удастся реализовать в России около 4000 Symbol.
Ford идет другим путем
• | Ford Focus |
Корейцы и BMW
• | Hyundai_Accent |
Производством собственных кузовов в ближайшем будущем займутся и на ЗАО «Автотор». В Калининграде уже смонтировано все необходимое оборудование и даже выпущены первые кузова для внедорожника Kia Sportage. Следует отметить, что на данный момент «Автотор» является единственным в мире предприятием, на котором делают Sportage, так как производство этого автомобиля прекращено как в Корее, так и на немецком заводе Karmann. Кстати, именно с Karmann часть оборудования и попала в Россию. Уже сейчас Kia Sportage комплектуется алюминиевыми дисками, элементами багажника и кронштейном запасного колеса российского производства, а в дальнейшем количество российских деталей будет постоянно расти. Например, на Sporage предполагается устанавливать местные амортизаторы и карданные валы. В 2003 году, возможно, начнется выпуск обновленного внедорожника, который уже будет штамповаться из российской стали производства «Северстали». По планам руководства ЗАО «Автотор» все это поможет снизить стоимость автомобиля еще на 10-15%.
Помимо Kia Sportage ЗАО «Автотор» собирает и другие модели корейской компании, а также автомобили BMW. Проект по сборке BMW по праву считается самым престижным для России. Интересно, но в данном случае «Автотор», собирая автомобили, не является их собственником – калининградские рабочие просто выполняют заказ ООО «БМВ Руссланд Трейдинг», дочерней компании BMW AG.
Несмотря скепсис многих российских покупателей к «русским» BMW, автомобили калининградской сборки считаются в баварском концерне одними из самых качественных среди всех подобных сборочных предприятий BMW. Кстати, на «Автоторе» действует именно сборочное предприятие, а не цех по прикручиванию бамперов. В Калининград из Германии приходят сваренные и окрашенные кузова, на которые затем устанавливаются около 20 000 деталей. Сейчас в Калининграде выпускают «третью» и «пятую» серию, однако, в 1999 году там делали даже «семерки» и Land Rover Discovery (в 1999 году компания Land Rover еще принадлежала BMW). Следует отметить, что «Автотор» является единственным предприятием вне Германии, которое собирало «семерки».
P.S. Недавно на ОАО «УАЗ» побывала делегация Volkswagen . Речь шла о возможности производства на УАЗе одной из моделей автомобилей этой фирмы – двухместного фургона Т-4. В целом представители Volkswagen остались удовлетворены визитом. Не было отмечено каких-либо непреодолимых препятствий для того, чтобы именно Ульяновский автомобильный завод был выбран в качестве партнера в осуществлении данного проекта.
Окончательный ответ о возможности сотрудничества будет дан только в конце ноября, после ознакомления с другими предприятиями автомобильной отрасли России. При успешном решении всех вопросов выпуск автомобилей Т-4 на УАЗе планируется начать с середины 2004 года.