В клубе "Альпин", что в Крылатском, персональный инструктор готов обучать вас на мотоцикле Yamaha за $35 в час. В люберецком "Автомире" за более скромное вознаграждение, $17 в час, вам дадут покататься под наблюдением инструктора на Honda. И там, и там будут учить обращаться с мотоциклом, но решать проблему с открытием категории "А" по-прежнему надо будет в частном порядке. Еще в Москве давно работает спортивно-технический клуб "Восход". Демократичная цена -- меньше $100 за курс (16 часов вождения), но: мотоциклы для обучения -- допотопные "Восходы". Кстати, именно эти машины из Коврова предоставляют в ГАИ, если вы надумаете сдавать экстерном, но многих абитуриентов СТК "Восход" отпугивает жесткий график занятий -- будни, после шести вечера. Я был готов заплатить больше, но учиться хотелось в более гуманных условиях.
Выяснилось, что для таких, как я, в Москве появилась альтернативная возможность обучиться езде на мотоцикле -- в школе водительского мастерства BMW. До недавнего времени школа была известна тем, что в ней "доучивали" автоводителей -- людей с правами, но без навыков "правильной езды", которых нет даже у многих автовладельцев с многолетним стажем.
В школу BMW на мотокурсы я попал в первую, экспериментальную группу. На ознакомительное занятие пришли человек десять, в том числе две девушки. Возраст студентов, на вскидку, от 25 до 45 лет. Все, как оказалось, с "автомобильными" правами, а потому предложение прослушать лекции по правилам дорожного движения и оказанию первой медицинской помощи мало кому понравилось. Всем хотелось практики. Она началась буквально на следующий день. Мотоциклетные курсы BMW делят площадку с одноименными автомобильными курсами. У школы свой, отгороженный участок Ходынского поля, часть взлетно-посадочной полосы, с которой пару раз в год что-то взлетает или садится.
От Ходынки до "Арт-Отеля", где базируется школа, -- полторы минуты на машине. Учеников привозит и отвозит инструктор. На поле сразу выпускают не больше трех-четырех учеников -- тех, кого устраивают занятия в данный день и данный час. График с вами согласовывают заранее, давая на выбор несколько вариантов. Особо привередничать не получается -- все-таки мотоциклистов стараются выпускать на площадку, когда там нет автомобилей, -- но что-то подходящее подобрать можно. А то, что среди клиентов оказалось немало людей требовательных, было видно по тому, на чем они приезжали на занятия. Одна дама подруливала на BMW M3, другой клиент -- на BMW 745i с водителем, третий -- сам на мотоцикле, а за ним охранник на Mercedes E50 AMG. Один господин учился на собственном K1200LT -- мотоцикле-монстре ценой $28 000. Короче, публика в школе подобралась непростая, но без явного гонора. Все-таки приходилось проявлять себя в новой сфере. Хотя кому новой, кому -- нет. Как я уже сказал, многие имели мотоцикл и даже ездили на нем по городу, без прав. Но учить всех начали с азов. Сели на мотоцикл. Завели. Включили передачу. Не трогая газ, только "играя" сцеплением, тронулись. Тормозить поначалу разрешают только задним, ножным тормозом. Школьные 650-кубовые мотоциклы BMW хоть и оснащены АБС, учеников, от греха подальше -- хотя какой грех перелететь через руль? -- передним тормозом просят не пользоваться. Технике торможения нас обучили позже.
Первые занятия длились по два часа. Потом их увеличили до трех. Больше за "один присест" выдержать трудно. Даже с перерывом на кофе. Всего же практике отведено 26 часов.
Очень много упражнений было на равновесие. Это когда мотоцикл едет на малой скорости, того и гляди завалится, а вы не только не "гребете" по земле ногами, но еще и маневрируете между конусами, как бы пробираясь через пробку.
Инструктор Михаил наблюдал за происходящим со стороны, время от комментировал наши действия. "Главное -- линия взгляда. Вы должны смотреть туда, куда хотите направить мотоцикл. Будете смотреть на препятствие -- ровно в него и влетите". Иногда Михаил, когда ему, видимо, становилось скучно, садился на мотоцикл, "козлил" и проезжал на заднем колесе метров двести-триста. Но учить нас подобным выкрутасам он отказывался. "Странное дело, -- говорил он, -- почему-то все хотят ездить на одном колесе, как будто уже научились ездить на двух". И в самом деле: у меня все было не настолько блестяще по "обязательной" программе, чтобы требовать учить меня цирковым номерам. Эта школьная программа, как я потом понял, была гораздо сложнее гаишной. Поэтому и "теорию", и "практику" я сдал с первого раза. На знакомой мне площадке, и знакомом мне мотоцикле.
За обучение, за все про все, я отдал $900. Если учитывать, что учебные мотоциклы стоят от $10,5 тыс., а процесс доставляет настоящее удовольствие -- не так уж и дорого. Хотя в финансовых вопросах у каждого своя правда, и пеший конному -- по-прежнему не товарищ.