Общепринятая норма поколебалась, поколебалась, да и вернулась назад. Кто тебя оштрафовал? Гаишник, конечно, кто же еще. На этом и остановились. Такое бывает. Есть же на карте Ленинградская область.
ПЕРЕДВИЖНОЙ АВТОСАЛОН. По разнообразию своего автопарка ГИБДД может соперничать если не с Женевским, то по крайней мере с Московским автосалоном. В ее гараже есть все: от классических «Жигулей» и «Волг» до Volvo S70, BMW и «Мерседеса» M-класса. С дорожными особенностями конкретной местности выбор марок, похоже, никак не связан. По Москве, где непроходимые топи встречаются сравнительно редко, ездят несколько бело-голубых «Лэнд Роверов», а в маленькой деревушке неподалеку от Каширы со смешным названием Починки среди ухабов дежурит патрульный Mercedes W124 со спойлерами и антикрылом. Элитный московский отдельный батальон спецполка оснащен исключительно иномарками, а в других московских же подразделениях на одном и том же ВАЗе работают в три смены. Больше всего в автопарке ГИБДД «вазовских» «пятерок». Хорошо бы, признается руководство, навести порядок в автотехнике, да бедность не позволяет. Приходится использовать что есть. Это же относится и к техническому состоянию. Обычно машина служит в ГИБДД 7–8 лет. Но точных нормативов нет, все опять же упирается в финансы. Встречаются в некоторых подразделениях машины в таком плачевном состоянии, что просто диву даешься, как это им удается проходить техосмотр. Хотя, как утверждают в ГИБДД, правила техосмотра здесь свои, особые.
ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Оснащение патруля ДПС состоит из шести-восьми предметов. Вначале о том, что сотрудник носит на себе. Пойдем снизу вверх:
— на поясе у него висит 9-миллиметровый пистолет Макарова;
— там же — наручники отечественного производителя;
— там же — радиостанция Motorola Radius GP-300. В пределах одного городского округа сотрудники общаются друг с другом на одной волне;
— в руке у постового деревянный жезл, сделанный в России. Светящийся жезл российской же фирмы Optimal одно время начал было приходить на смену «дереву». Но из-за некоторых особенностей электросхемы батарейки в «Оптимале» садятся почти мгновенно, так что сейчас его используют все реже и реже. Зато начинает применяться светоотражающий жезл;
— на запястье постового висит свисток (обычно металлический);
— на груди — жетон с индивидуальным для каждого постового номером;
— на плече у сотрудника ДПС может висеть автомат АКС-74У. Это уже деталь необязательная.
Что касается оборудования, находящегося в автомобиле, то его не так уж много:
— в торпедо вмонтирована автомобильная радиостанция Motorola;
— в багажнике или на заднем сиденье может находиться деревянный ящик с прибором для измерения скорости «Барьер-2М». Прибор работает от автомобильной 12-вольтовой сети и состоит из двух частей. Одна остается в ящике, а другая, которую как раз и называют «пушкой», кладется на капот или укрепляется в верхней части дверного проема. Сотрудник ДПС может и просто держать ее в руках, хотя она довольно тяжелая. «Барьер» безнадежно устарел. Сейчас на смену ему приходит легкий и гораздо более совершенный «Сокол». Этот прибор может работать как от бортовой сети, так и в автономном режиме, от батареек, и удобно закрепляется на груди инспектора. Его же при необходимости инспектор может ловко достать из-за спины и «подстрелить» чересчур уж резвый автомобиль;
— прибор для контроля трезвости — трубочка Раппопорта или более современное электронное устройство — в Москве в последнее время используют только врачи. Хотя в других регионах им может оперировать и инспектор;
— газоанализатор, излюбленное оружие украинских «дорожных полицейских», в России сейчас применяется редко;
— определитель степени затонированности стекол «Блик», прибор в свое время довольно распространенный, в последнее время (опять же в отличие от соседней Украины) используется лишь при техосмотре, а в подразделениях ГИБДД по большей части пылится на складах.
Структура ГИБДД достаточно сложна. Но если не вдаваться в детали, в городских округах главной единицей являются батальон или полк ДПС. В Западном округе Москвы, например, в батальоне около трехсот человек. Дежурят они в три смены по 8 часов (12 часов в период усиления), обслуживая 76 постов (ночью — меньше). Смены восьмичасовые, но развод, инструктаж, прием-сдача оружия и пересменки увеличивают время дежурства часов до десяти. Правда, посреди смены предусмотрен обеденный перерыв. Посты обедают по очереди. Никаких специальных столовых нет: едят где придется.
В свободное от спецзаданий и спецопераций время сотрудники ДПС, как каждый имеет возможность наблюдать, «просто контролируют дорожное движение». А задания бывают самые разные. В начале дежурства наряду ДПС полагается объехать всю подконтрольную территорию и доложить обстановку. Между прочим, при этом обращают внимание и на состояние дорожного покрытия, и на очистку дорполотна от снега: ГИБДД имеет право штрафовать не только участников дорожного движения, но и дорожные службы. Ну а потом может начаться какая-нибудь спецоперация: «Подросток на дороге», «Велосипедист», «Пешеход», «Иномарка», «Аптечка», «Непристегнутый ремень», в ходе которых почему-то обращают внимание только на один вид нарушений. В противном случае посты «просто контролируют».
Интересно, что для выезда на аварии в батальоне есть специальный инспектор-дежурный. Но это если крупная авария с серьезными последствиями. На остальные посылают обычные наряды. Которые, в общем-то, больше полагаются на умение участников ДТП договориться самостоятельно, чем на собственную оперативность. Для поимки угнанных или скрывшихся с места происшествия автомобилей в округах тоже есть специальные подразделения — отделения розыска. Ответственность здесь выше, а условия работы в чем-то лучше: например, автомобили не передаются следующему в виде своеобразной эстафеты, а закреплены каждый за конкретными сотрудниками. Они не гоняются за преступниками, а выполняют следовательские функции: в частности, ездят по больницам опрашивать потерпевших.
Важной составной частью ГИБДД являются контрольно-профилактические отделы. Они занимаются выявлением нарушений в рядах самой ГИБДД. А проще говоря, ездят, одевшись в штатское, нарушают правила и наблюдают реакцию постовых. Правда, пытаться дать постовому взятку запрещено. Сотрудник отдела должен стоять и ждать, пока постовой сам ее начнет вымогать. Что случается довольно редко. Существует и так называемый «телефон доверия», по которому любой гражданин может пожаловаться на неправомерные действия постовых. Но, как заверяют сотрудники профилактического отдела, человек, нарушивший правила дорожного движения, не должен рассчитывать на их помощь: инспектора в обиду не дадут.
ОБУЧЕНИЕ. Чтобы поступить в ГИБДД, надо прежде всего окончить среднюю школу и отслужить. А также пройти медкомиссию. Затем придется подождать. Работа здесь считается престижнее простой милицейской. Отбор сотрудников идет не централизованно, а на местах, в районах, где выстраиваются целые очереди на освободившуюся вакансию. Процесс становления сотрудника начинается с практики. Вступив в ряды, человек сразу же принимается за наведение порядка на дорогах, под руководством старших товарищей осваивая азы профессии. И лишь через три месяца его отправляют учиться. Московских сотрудников ГИБДД учат в Ивантеевке, в 18 км от МКАД по Ярославскому шоссе. Сюда не сдают приемных экзаменов. После уличной практики берут почти всех. В списке изучаемых здесь дисциплин — вождение автомобиля и мотоцикла, административное делопроизводство, криминалистика, психология, рукопашный бой, стрельба... и даже эстетическое воспитание. Вот сколько всего они знают и умеют.
НАРУШЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ. Для российского водителя вопрос с наказаниями за нарушение ПДД распадается на два: сколько «они» таким образом зарабатывают и как сделать, чтобы мне не платить вообще или хотя бы заплатить поменьше. Но даже если отвлечься от корыстных интересов, ясно, что сейчас дело действительно зашло в тупик.
Как наказывать, не знает уже никто. В нынешней ситуации штраф почти всегда можно свести к взятке, то есть к еще одному нарушению закона. Если уменьшить штрафные санкции, уменьшатся и размеры взяток. Если увеличить — увеличатся. Если вообще запретить постовым брать штрафы на месте и послать всех нарушителей в сберкассы, они будут давать взятку за то, чтобы их туда не посылали. Если же, как предлагает сейчас ГИБДД, отменить штрафы на месте, но при этом запретить постовым задерживать водительское удостоверение, платить не будет никто. Замкнутый круг...