В тесте участвуют автомобили: Saab 9000
Все чаще потенциальные покупатели иномарок у нас в стране обращают внимание на СААБ. Действительно ли "швед", некогда почти неизвестный в России, настолько хорош, чтобы затмить для кого-то "Мерседес" и БМВ? Разобраться в этом объективно попытался
В Европе на СААБах традиционно ездят журналисты, врачи, архитекторы и... студенты. Последним шведский лимузин достается из третьих, а то и из четвертых рук.
Предмет нашего теста - тоже немолодой СААБ, с пробегом около 140 тысяч километров. Заметим, однако, что все они пройдены по российским дорогам. Каково состояние автомобиля после многолетней эксплуатации и на что он еще пригоден?
Многих привлекает к СААБу оригинальный дизайн в сочетании с привычно высокой шведской безопасностью. СААБ-9000 существует как бы вне времени, он (благодаря модернизации) вполне современен, хотя создан в 1983 году. Дизайнерам удалось найти то неповторимое, что прослеживается и в общем облике автомобиля, и в каждой детали. Сконструировать кузов с оригинальными обводами было тем сложнее, что несущая конструкция пола кузова идентична автомобилям "ФИАТ-Крома", "Альфа-Ромео-164" и " Лянча Тема". Тем не менее СААБ не слился с итальянскими аналогами благодаря таким характерным элементам, как облицовка, форма задней части кузова и т. д.
Тестируемый образец - 1992 года выпуска, имеет обозначение 9000CS. Это означает, что его кузов - пятидверный хэтчбек. Спинку заднего сиденья можно откинуть и перевозить крупногабаритный груз. Другая модификация - 9000CD выполнена как традиционный четырехдверный седан, ее грузовместимость значительно меньше, чем у модели CS. Тем не менее багажник модели CD поражает своей вместительностью - 562 л. У модели CS он вмещает 487 л, а в разложенном состоянии - 1397 л. Грузоподъемность автомобиля - около 600 кг.
Садимся за руль. Похоже, рабочее место водителя подойдет и грузному человеку, и хрупкой женщине. Сразу возникает ощущение добротности. Помня об авиационной специализации фирмы СААБ, невольно пытаюсь найти сходство с кабиной самолета. Прямого - нет, тем не менее приборный щиток самобытен, он не напомнит вам другие автомобили. Но вот загвоздка: чтобы подать сигнал, нужно надавить одну из двух кнопок на рулевом колесе. Неудобно, если вы привыкли слегка ударять по мягкой накладке на ступице руля.
Двухлитровый турбомотор с охлаждением наддувного воздуха, развивающий 165 л.с., оказался очень динамичным. На улице холодно и сыро, асфальт влажный - так что пробуксовку ведущих колес ощутил при первом же троганье: показалось, что СААБ стартует еще резвее, чем указано в технической характеристике (время разгона с места до 100 км/ч - 8,9 секунды). (Кстати, как показывает практика, моторесурс этого довольно мощного двигателя вполне достаточен для пробега 200 тысяч километров.)
В Европе за СААБами ходит нехорошая слава автомобилей с очень дорогим обслуживанием. Посмотрим, сколько стоит оно в Москве, на фирменной СТО ассоциации ГЕМА. Передо мной заказ-наряд, в который вошли замена масла с фильтром, свечей, тормозных колодок, электродатчика, а также диагностика электрооборудования и разных мелочей. Сюда же включен ремонт одного колеса. Стоимость запасных частей и материалов составила 826 тыс. руб., да за работу уплачено 1 млн. 813 тыс., при норме стоимости одного часа работы автомеханика 49,02 доллара. Наряд датирован 1993 годом, когда 1 доллар стоил 4201 руб., так что стоимость работы составила в долларах 431,56. В 1996 году разбили ветровое стекло. За новое уплачено 260 долларов, а установка с вклейкой обошлась в 927 975 рублей.
Если, не дай Бог, выйдет из строя турбонагнетатель, то в Германии он стоит 1400 марок без установки. А если придется заменить глушитель в сборе (едва ли не единственное, что ржавеет на СААБе), то можно легко выйти за 2000 немецких марок. Я так подробно остановился на ремонтных и эксплуатационных расходах, чтобы читатели - потенциальные покупатели СААБа - смогли оценить, во что им обойдется шведский автомобиль. Стоит добавить, что первые сто тысяч этот СААБ пробежал по России без поломок - совершенно нормально для добротной машины. Вполне возможно, что расходы на бесконечные замены шаровых шарниров, крестовин, амортизаторов, рулевых тяг, термостатов и т. д., столь обременительные для владельца отечественной машины, могут в сумме даже превысить затраты на эксплуатацию крепкой иномарки.
Каково же состояние тестируемой машины после пробега 140 тысяч километров по нашим дорогам? При троганье слышны щелчки в передней подвеске из-за чрезмерного износа сайлент-блоков передних рычагов - скорая замена их неизбежна. На кузове очагов коррозии нет, не считая ржавых царапин от неудачной парковки. СААБ придает огромное значение антикоррозионной обработке и защите кузова.
Много машин попадает к нам уже подержанными из-за границы. Там СААБ, признанный король автобанов, зарекомендовал себя как настоящий пожиратель километров. Поэтому много экземпляров так называемых "молодых подержанных" - с очень большим пробегом при малом возрасте.
"За рулем" не раз советовал при покупке иностранного автомобиля выбирать наиболее простые модели: чем меньше "наворотов", тем дешевле будет эксплуатация машины. Но нет: у "нашего" СААБа - 16-клапанный двигатель с турбонаддувом, кожаная обивка салона, электрические стеклоподъемники и еще много приятных "игрушек". Но ведь и СААБ, бывает, ломается. В зарубежных источниках упоминают дефектные масляные насосы, не всегда четко работающую электронику впрыска топлива, дефекты турбонагнетателя. О том, сколько стоит их устранение, я уже сказал. Автоматическая коробка передач, например, боится грубого или неумелого обращения. Вернее, оно обойдется дороже, чем в случае с механической. Впрочем, нечеткое переключение передач, быстрый износ сцепления или пробитая прокладка головки блока (особенно у наддувных машин), неравномерная работа передних тормозов тоже принесут немало хлопот.
Но хватит о грустном - совсем необязательно ваш СААБ будет страдать какими-то хроническими болезнями из перечисленных. Посмотрим, что говорят о надежности СААБов компетентные источники. Вот отчет немецкой фирмы "Декра". Технический осмотр без нареканий проходят 77% трехлетних СААБов, а среди семилетних 56,2% получают "добро" с первого раза. Всего 8,1% среди "забракованных" по техническому состоянию имеют серьезные неисправности. Чаще всего нарекания вызывают приборы освещения, бывают замечания по мотору - обычно это подтекание масла. Даже у такой надежной марки, как "Вольво", эти показатели хуже. Судя по статистическим данным, надежнее СААБа только "мерседесы" и... "Мазда". Не случайно по результатам опроса, проведенного немецким журналом "Ауто Бильд", 75% владельцев СААБов абсолютно довольны своим выбором, 70% из них непременно снова купят СААБ, когда придет время менять машину, несмотря на дороговизну обслуживания и деталей (впрочем, на последнее жалуются всего 26% опрошенных - видимо, потому, что интеллигенция в Германии зарабатывает неплохо).
Подытожу: ярко выраженный характер "индивидуалиста" проявляется в СААБе в полной мере. При этом "СААБ-9000 турбо" - очень удобный, безопасный и мощный автомобиль, качество и отделка которого безукоризненны. А за это надо платить.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МОДЕЛИ
1984, май - начало производства модели СААБ-9000CS (хэтчбек) с мотором 2 л "турбо"(129 кВт/175 л.с.).
1986, февраль - СААБ-9000i16 (шестнадцатиклапанный без наддува): 2 л, 94 кВт/130 л.с.
1987, сентябрь - СААБ-9000 с турбокомпрессором, имеющим водяное охлаждение, АБС (за доплату).
1988, апрель - начало производства модели 9000CD с кузовом седан, надувная подушка (за доплату).
1991 - новая модификация с измененной внешностью; двигатель 2,3 л "турбо" (147 кВт/200 л. с.); модель "9000 Аэро" (166 кВт/225 л. с.); повышенная пассивная безопасность.
1992 - улучшенный вариант электроники СААБ-ТРИОНИК.
1995 - "фэйслифтинг" (обновление внешности) модели CD.