Отечественные автозаводы только спят и видят, как руководители всевозможных уровней начнут пересаживаться на русские машины, поддерживая тем самым отечественного производителя. Вспомним, хотя бы, акцию Бориса Немцова по пересаживанию чиновников на «Волги», - сама мысль отличная, но депутаты отказывались расставаться со своими иномарками, объясняя это тем, что наши заводы не выпускают нормальных представительских машин. Теперь ситуация начинает меняться. Несколько лет назад как грибы после дождя стали появляться удлиненные версии на базе обычных серийных моделей. Так появился «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий» на базе «Москвича». На основе «десятки» тоже выведено сразу два лимузина: «Консул» и «Премьер». Посмотрим, что представляет собой «ВАЗ – 21108 «Премьер» - чуть ли не единственный в мире представительский автомобиль на базе малолитражки «гольф-класса».
Главное и основное отличие «Премьера» от обычной десятки состоит в увеличенное на 175 мм. длины кузова. Причем, как и в случае с «Форой», все эти дополнительные миллиметры отданы ногам задних пассажиров. В потоке автомобиль можно поначалу и не отличить от обычного «ВАЗ-2110», и только присмотревшись повнимательнее замечаешь небольшую вставку на заднем окне и широкую дверь. Других признаков удлинения нет, ведь крыша и двери целиковые, а не сварены из двух частей. В результате увеличения длины кузова автомобиль смотрится более пропорционально, нежели «десятка», так как исчезла перетяжеленность задней части. Данный автомобиль практически не имеет во внешности тюнингговых «наворотов», за исключением небольшого антикрыла и литых дисков. Хотя в случае с «Премьеров» говорить о какой-либо серийности очень сложно. Большая часть машин делается под заказ, а сам тираж автомобиля в этом году вряд ли превысит 500 штук.
Ну что ж, оставим впечатления от езды на заднем сиденье на сладкое, а пока займем место водителя. Как и ожидалось, оно принципиально ничем не отличается от стандартного. (А ведь в глубине души, где-то очень-очень глубоко, мы надеялись, что там не хуже, чем в иномарках аналогичного класса.) Единственное, что приятно удивило, так это кожаные кресла с чрезвычайно сильно развитой боковой поддержкой. При взгляде на них возникает мысль, а не спортивный ли это автомобиль. Однако, это впечатление обманчиво. На поверке кожаные боковины довольно мягкие, но в целом сиденья тело водителя и переднего пассажира «держат» хорошо. Кроме кожи можно отметить электростекла и зеркала. Конечно, для западных автомобилей это уже давно норма, но для нас электрика все еще остается некой экзотикой.
Под капотом у «Премьера» скрывается обычный полуторалитровый шестнадцатиклапанник «ВАЗ-2112» мощностью 94 л.с. Это пока один из самых мощных моторов, устанавливаемых на «вазовское» семейство. Почти сто «лошадей» начинают неплохо тянуть автомобиль только после 3000-3500 тысяч оборотов, а до этого момента сказывается нехватка момента на «низах». С 1,5-литровым двигателем максимальная скорость «ВАЗ-21108» составляет 170 км/час, а разгон с места до сотни занимает 13,0 сек. Уж не знаю, как насчет 170, но 140 км/час автомобиль идет нормально. Вот только надо помнить, что этот двигатель не переносит этилированный бензин. Причем, лучше всего заливать не 92-й, а 95-й.
Несмотря на увеличенную длину «Премьер» по маневренности не на много уступает «десятке». Без сомнения помогает в этом гидроусилитель руля немецкой фирмы ZF, который устанавливается по заказу. (Кроме того, желающие могут заказать люк на крыше (и даже два) и климатическую установку.) Однако, при езде в экстремальных режимах все-таки выяснилось, что поворот приходится проходить более медленно, а при интенсивном разгоне затягивать переключение передач. И при этом обнаружился… более спокойный и предсказуемый характер автомобиля. Возникающий занос не такой резкий, как на «сто третьей» и его проще контролировать. Это во многом можно объяснить увеличившейся на 17% жесткости кузова, которая была достигнута путем установки дополнительных усилителей между арками задних колес и на крышке багажника. По сравнению с «десяткой» уменьшилась склонность к продольной раскачке, а на трассе автомобиль идет «как влитой». И все же «Премьер» располагает скорее к спокойной и размеренной езде. Вот только двигатель помощнее ему бы не помешал. Но «АвтоВАЗ» ведет работы над двухлитровым мотором (115 л.с.), который скоро может появиться и под капотом «ВАЗ-21108». Тогда автомобиль по водительским ощущениям будет выглядеть намного лучше.
Ну, а теперь настало время остановить машину, благо на всех колесах стоят дисковые тормоза, и пересесть на заднее сиденье. Только как можно понять для чего же нужен «Премьер». Напомним, что этот автомобиль длиннее «десятки» на 170 мм. Задняя дверь стала значительно шире, благодаря чему посадка удобнее. На самой же двери есть лампочка, которая заботливо подсвечивает пороги.
В «ВАЗ-21108», по сравнению с другими «Жигулями», сзади довольно просторено, по крайней мере, пассажир не должен коленками обхватывать переднее кресло. Осмелюсь предположить, что сзади в «Премьере» места не намного меньше, чем в культовом у нас «шестисотом». По крайней мере, сидеть заложив ногу за ногу можно свободно. До звания настоящего лимузина «Премьеру» не хватает немного длины (миллиметров 20-30) и перегородки между водителем и пассажирами.
Хоть сзади и могут сидеть трое, все-таки лучше этого не делать, ведь по ширине «Премьер» остался таким же, как и «десятка». Кресла отформированы под двоих, а между ними находится подлокотник (да и к чему пассажирам такого автомобиля ездить в тесноте?). Однако, есть и небольшие минусы. Например, само заднее сиденье сделано не лучшим образом – оно коротковато, а наклон спинки небольшой. Об этом знают и в фирме «СуперАвто», которая занимается сборкой «Премьеров», поэтому в ближайшем будущем задний диван станет более удобным.
В целом же салон «Премьера», особенно если он обшит кожей, выглядит намного лучше, чем у «десятки», хотя небольшие огрехи в сборке есть и тут. И к сожалению, рассказывая про отечественный автомобиль это воспринимаешь как должное. Например, какому-нибудь «Мерседесу» или «Ауди» никто бы не простил складки кожи в обшивке или не совсем ровные швы. А тут ничего. Правда при этом надо помнить о значительной разнице в цене, которая с лихвой покрывает все эти недостатки. В меру подержанный Mercedes в приличном состоянии стоит 20-40 тысяч долларов, а новенький «Премьер» около 10 тысяч.
Что же касается качества, то можно быть уверенным, что «Премьер», собранный по большей части вручную, по этому параметру превосходит конвейерную «десятку». После того, как кузов был сделан непосредственно на «АвтоВАЗе» его привозят в фирму «СуперАвто», которая и изготавливает «Премьеры». Всего сборкой автомобиля там занимаются порядка 30 человек, причем каждый работник в специальном документе напротив той операции, которую он выполняет, ставит фамилию и подпись. Таким образом, человек несет индивидуальную ответственность за свою работу. Всего же на сборку одного «Премьера» уходит 3 дня. После того, как машина полностью сделана она проходит обкатку не менее 50 км. для выявления возможных недостатков.
Ну что можно сказать в заключении? «ВАЗ-21108 «Премьер» гораздо лучше стандартной «десятки», но на звание лимузина или полноценного представительского автомобиля он не тянет. Да и сами производители называют «Премьер» автомобилем с улучшенными параметрами посадки задних пассажиров. Именно поэтому, «Премьер» сейчас начинает предлагаться в качестве такси. Причем, впервые такая версия «сто восьмой» была показана за рубежом – на выставке в Лейпциге. Там «Премьер» вызвал определенный интерес профессионалов, которых привлекла невысокая цена, низкая стоимость эксплуатации и необычайно вместительный салон.
Технические характеристики «ВАЗ-21108 «Премьер» и «ВАЗ-21103»
«ВАЗ-21108 «Премьер» «ВАЗ-21103»
Габаритные размеры длина/ширина/высота, мм 4440/1676/1425 4263/1676/1425
База, мм 2665 2490
Масса в снаряженном состоянии, кг 1100 1040
Объем багажного отделения, куб.дм 450 450
Колея передних колес, мм 1400 1400
Колея задних колес, мм 1370 1370
Радиус поворота, м 5,5 5,2
Жесткость кузова на кручение, Нм/град 10450 8200
Рабочий объем двигателя, куб.см 1499 1499
Мощность, л.с. при об/мин 94 при 5600 94 при 5600
Крутящий момент Нм при об/мин 130 при 3600 130 при 3600
Время разгона 0-100 км/час, сек 13,0 12,0
Максимальная скорость, км/час 170 185
Расход топлива в городе, л/100 км 9,1 8,8
Средняя стоимость, доллары США 10000 5100