В тесте участвуют автомобили: Fiat Palio, Fiat Punto
Нам достался "Палио" отнюдь не из дешевых. Не секрет, что первые машины дилеры стараются привезти в самых "навороченных" комплектациях. Здесь - гидроусилитель руля, кондиционер, подогрев передних сидений, АБС и множество других благ. Отсюда и цена: $11 300 против заявленной базовой 8200. На "Палио" стоит 1,2-литровый шестнадцатиклапанный моторчик, адаптированные подвески, защита двигателя, бензобака и трубопроводов.
"Вооруженность" "Пунто" оказалась куда проще: восьмиклапанный мотор в 60 л. с. и никаких излишеств. Лишь центральный замок и передние электростеклоподъемники. При этом европейское происхождение налицо - $10 500 за "голый" автомобиль made in Italy, согласитесь, немало, особенно на фоне не столь породистого, но "нафаршированного" родича.
Единство или борьба противоположностей?
Образ "мирового" авто, воплощенный ФИАТом, выглядит достаточно размыто. "Палио", как прилежный ученик, впитав в себя общепринятые дизайнерские решения, получился сколь симпатичным, столь и безликим. Весь такой правильный, округло-ладненький, местами напоминающий кое-кого из конкурентов, "Палио" тут же стирается из памяти, стоит на минуту отвести взгляд. Интерьер выдержан в том же духе. Аккуратная, но незамысловатая передняя панель, простая комбинация приборов, окрашенный металл по краям дверных обивок - во всем сквозит рационализм. Пытаешься удобно усесться - не получается, диапазоны регулировок невелики. В багажнике - тот же металл, местами оклеенный шумоизоляцией; понуро свисают ремни безопасности, совсем даже не инерционные - дескать, все равно ими особо пользоваться не будут. Но если на всем этом сэкономили, где-то должно быть "наоборот". Есть: взгляд натыкается на токопроводящие полоски подогрева ветрового стекла в нижней части, "нашлась" регулировка рулевого колеса по высоте, и все это в базовой комплектации. Удобная, хотя и немного скользкая баранка, достаточно информативные органы управления, свободная (по запасу пространства) посадка водителя, приемлемое размещение задних пассажиров. И "Палио" уже не кажется столь контрастным, пытающимся совместить "народность" и дороговизну комплектации.
"ФИАТ-Пунто" вызывает совершенно иные ощущения. Этот парень вроде бы и одет неброско, но сразу понятно, что над костюмчиком поработал профессионал. Острые, стильные линии кузова, оригинальные фары и задние фонари только подчеркивают индивидуальность машины. И не беда, что откровенная простота комплектации наделила "Пунто" тоненькими колесиками, оставила черными бампера и боковые зеркала - все равно чувствуется, что имиджу машины уделили немало сил и времени. "Пунто" дружелюбнее и внутри: в нем не только удобнее, но и уютнее. Во всем видна продуманность решений, а не желание сэкономить. Здесь и сиденья удобнее, и диапазон их регулировок больше, и нерегулируемая баранка на месте. Даже усилия и звуки срабатывания выключателей совершенно иные, как на "породистой" машине. Здесь как должное воспринимаются и аккуратные обивки багажника, и "правильные" ремни. А в остальном все очень схоже: некоторый запас свободы спереди и такая же плотная, но продуманная посадка сзади - брат, как-никак.
А все-таки они разные
Последняя черта фамильного сходства - двигатель. Несмотря на разницу в мощности и количестве клапанов, моторы по характеру очень похожи. Оба обеспечивают прежде всего надежное троганье, благодаря хорошей моментной характеристике на низких оборотах. Особенно это заметно на "Палио", способном двигаться без рывков на пятой передаче уже при 40 км/ч. Конечно, при этом автомобиль почти не реагирует на акселератор, но то, что он не требователен к выбору передачи, весьма удобно в городской сутолоке или при недостатке опыта. В остальном характер двигателя у "Палио" очень ровный, без характерного "итальянского" подхвата в зоне высоких оборотов. Конечно, 1,2 л и 75 л. с. не так много: на трассе приходится поработать коробкой, особенно при обгонах, но, приноровившись, можно уверенно поддерживать высокую скорость.
"Пунто", конечно, слабее. Мотор ощущаешь как более ленивый - сказывается разница в 15 "лошадей". Но если учесть, что "Пунто" легче на 100 кг, то проигрыш в мощности оказывается не столь уж значительным. И все же характеры у них разные.
"ФИАТ-Палио" очень неплохо приспособлен к отечественным дорогам. Упругие и довольно длинноходные подвески позволяют уверенно управлять автомобилем, не шарахаться от швов и нашлепок на асфальте. На более крупных неровностях, конечно, приходится осторожничать, но все равно - претензий к плавности хода очень немного. Естественно, повышенный комфорт завоеван за счет управляемости. Реакции "Палио" не блещут собранностью и четкостью, в повороте случается боковая раскачка, да и гидроусилитель руля не обеспечивает должной информативности.
"Палио" весьма далек от эталона и по виброакустике. Бесхитростная выпускная система постоянно "похрюкивает" даже на средних оборотах. Ну, а на трассе звук мотора "давит" уже на 90-100 км/ч.
"Пунто" после своего собрата покоряет внутренней тишиной и отсутствием лишних звуков. Как бы вы ни жали на акселератор, шум не выходит за рамки приличий. Зато подвески очень слабо приспособлены к нашим условиям. Жесткие и короткоходные, они хороши лишь для ровного асфальта, а на неровностях очень быстро сдаются, пасуя перед довольно безобидными колдобинами. Несколько своеобразны у "Пунто" и тормоза. Видимо, спроектированные под АБС, в ее отсутствие они выглядят слишком нежными. Приходится очень аккуратно нажимать на педаль, иначе блокировка колес неизбежна.
В управлении "Пунто" гораздо собраннее, чем "Палио". Даже на тоненьких шинах он выглядит молодцом, очень уверенно проходя быстрые повороты. Точные отклики, небольшие крены, отсутствие валкости и очень неплохая обратная связь - этим автомобилем управляешь с удовольствием. Но... все это справедливо для ровного асфальта. Стоит угодить на небольшие неровности, как вспоминаешь более "резиновый" "Палио".
Что же выбрать?
Видимо, в наших условиях "ФИАТ-Палио" все же предпочтительнее. В его активе - непробиваемая подвеска, достаточный дорожный просвет и даже защита двигателя и трубопроводов. А еще есть очень вместительный для своего класса универсал!
Но не спешите отворачиваться от "Пунто". Если ваша автомобильная жизнь ограничивается поездками на работу, если разбитые дороги под колесами вашего авто - редкость, тогда и автомобиль с европейским характером окажется вам небезынтересен. Он дороже, зато удобнее и уютнее да и по комплектации разнообразнее. Например, в феврале московские дилеры ожидают партию машин с автоматическими коробками передач - чем не подарок любимой к Восьмому марта.
Резюме
"Палио" - для тех, кто выбирает автомобиль по расчету и ставит на первое место практичность. "Пунто" наверняка привлечет тех, кто больше доверяет эмоциям и не считает автомобиль лишь средством передвижения.
"ФИАТ-Палио" создавался как "мировой автомобиль" с учетом специфики производства, продаж и эксплуатации в развивающихся странах. Дебютировал в 1996 году и ныне производится в Бразилии, Аргентине, Польше и Турции. На нашем рынке появился совсем недавно (видимо, с окончательной потерей веры в "Нижегород моторс"). Выпускается с тремя типами кузова, но в Россию поставляют лишь хэтчбек с двигателем 1,2 л; 75 л. с. и универсал "Палио Уикэнд" в более дорогой комплектации: 1,6 л; 100 л. с.
"ФИАТ-Пунто" весьма популярен в Европе. Известен он и в России, по крайней мере жителям мегаполисов. Дебютировавший в 1993 году, "Пунто" у нас снискал себе репутацию удобного и шустрого "женского" автомобильчика. В 1999 году "ФИАТ-Пунто" радикально обновился, но этот на российском рынке пока еще редкий гость.