В тесте участвуют автомобили: Land Rover Defender, УАЗ 3153
Посмотреть другие фото (1) |
К БАРЬЕРУ!
По-настоящему утилитарных вседорожников во всем мире осталось немного, да и эти "последние из могикан" уступают на асфальте место более комфортабельным машинам. Иное дело - бездорожье. Здесь им по-прежнему нет равных. Кстати, только в этой "дисциплине" продукция отечественного автопрома еще кажется конкурентоспособной.
Чтобы подтвердить или опровергнуть это, мы сравнили британский "Ленд-Ровер" и его российский аналог УАЗ, отбросив в сторону легенды и доверившись только фактам.
"На поле брани" сошлись "Ленд-Ровер Дефендер 110 Tdi" стоимостью $40 тыс. и UAZ 3153, чью цену нынче определить трудно: в твердой валюте за год она снизилась с $10 000 до $4000. Моторы у них разные: 2,5-литровый дизель с турбонаддувом у "Дефендера" и 2,9-литровый карбюраторный двигатель УМЗ-4218.10 у УАЗа. В общем, совсем не "одноклассники", но отечественного дизеля в производственной программе пока нет. Трансмиссия "Ленд-Ровера" также отличается от уазовской - здесь реализован постоянный полный привод с блокируемым межосевым дифференциалом.
Первый взгляд на удлиненный УАЗ не разочаровывает, но при ближайшем рассмотрении вылезают типичные для нашего автопрома огрехи. Низкое качество сборки и окраски, "свободно болтающиеся" переключатели - перечислять просто скучно, как и смотреть на дорогу через щели между дверями и кузовом. "Дефендер" на таком фоне выглядит просто блестяще.
Зато если водитель все-таки попал в салон УАЗа через узкий дверной проем, то он обнаружит, что сидеть в нем намного удобнее, чем в "Ленд-Ровере". В "Дефендере" водитель располагается ниже, его ноги больше вытянуты, сам он плечом прижат к двери, а педальный узел и руль сильно смещены влево. Эргономика "Дефендера" далека от совершенства, но вот приборы хорошо "читаются", а органы управления работают четко и не требуют больших усилий. С УАЗом сложнее: созданную в свое время по заказу министерства обороны машину трудно превратить в гражданскую, даже если установить мягкую обивку передней панели и подобие консоли.
НА АСФАЛЬТЕ
Оба автомобиля довольно неуклюжи на дороге, но тяговитый дизель "Ленд-Ровера" позволяет легко выигрывать старт с места, разгон и любые другие "спринтерские" дисциплины. А вот максимальная скорость машин практически одинакова, хотя двигатель "англичанина" заметно мощнее. Скорее всего, дело во внушительном "экспедиционном" багажнике с "люстрой", которые не улучшают аэродинамику.
В поворотах следует быть осторожнее водителю "Ленд-Ровера" - автомобиль сильно кренится и с большим запаздыванием реагирует на резкий поворот руля. УАЗ благодаря более жесткой подвеске охотнее откликается на требования водителя, а "шоссейные" покрышки К-153 обладают неплохими сцепными качествами на асфальте.
Что касается тормозов, то у обеих машин они не особо эффективны. "Дефендеру", чья снаряженная масса составляет почти 2 тонны, с дисковыми тормозами требуется 55 метров, чтобы остановиться со скорости 100 км/ч, а УАЗу с барабанными при такой скорости не хватает и 60 метров: удержать его на прямой при интенсивном торможении просто невозможно. К тому же после долгой езды по мокрой дороге его тормоза почти полностью теряют эффективность.
НА ГРУНТОВКЕ
Осенние дожди как нельзя лучше соответствовали нашим планам. Плотно накатанная, с неглубокими колеями глинистая грунтовка превратилась в идеальный каток светло-рыжего цвета, лишь изредка разделенный глубокими промоинами. Управлять УАЗом на таком "покрытии" непросто из-за "бесчувственного" руля, но большая энергоемкость подвески позволяет преодолевать промоины, почти не снижая скорости. "Дефендер" в этих условиях лучше слушается водителя, но требует притормаживать перед большими ямами - его подвеска мягковата для "гонок" по пересеченной местности.
"...ВАМ ПО ПОЯС БУДЕТ"
Это, конечно, явное преувеличение - едва ли какой водитель даже на полноприводной машине сунется на разбухшее от прошедших дождей свежевспаханное глинистое поле. Памятуя об ограниченной длине буксирных тросов, мы решились штурмовать "поднятую целину" сначала поближе к твердой дороге. Оба автомобиля справились с первым упражнением без особого труда.
Следующий проход "подальше и поглубже" выявил заметное преимущество "Ленд-Ровера": с заблокированным межосевым дифференциалом он двигался без сильной пробуксовки, периодически зарываясь по ступицы и чиркая редукторами мостов по земле. Английский вседорожник старательно переваливался через гребни и борозды, используя внушительные ходы подвески. Однако залепленный грязью протектор шин красноречиво свидетельствовал, что возможности машины небесконечны.
УАЗу второй "заплыв" дался с большим трудом: особо сложные участки пришлось преодолевать со второй попытки, пробивая колею. Удачные для асфальта шины превратились в беспомощные лысые катки, с большим трудом продвигавшие машину вперед. При попытке проехать в обратном направлении автомобиль таки застрял. Лишь с большим трудом, подергавшись взад-вперед, удалось своим ходом выбраться на твердую почву.
Третья, самая отчаянная попытка была предпринята в чисто отечественном "на авось". Углубившись на десяток метров, этот "авось" вместе с УАЗом застряли "по самые уши". Понадобился буксирный трос, чтобы вызволить машину. Свидетельством неудавшегося штурма бездорожья остался полный отпечаток на глине днища автомобиля: балки мостов, глушитель и карданы.
Кто-нибудь наверняка спросит, зачем понадобилось лезть в заведомо непроходимое место на автомобиле, который и без того едва преодолел менее сложный участок?
ПОТОМУ ЧТО...
Откроем секрет: в тесте принимал участие и третий автомобиль - шедший вне зачета UAZ 31519, который, кстати, и исполнил "соло на буксирном тросе". Не вдаваясь в детали, поясним: это стандартный "короткий" автомобиль с рессорной подвеской, жестким верхом и мотором 2,9 л. Нет, он не был оснащен "секретным оружием" вроде мостов с колесными редукторами или самоблокирующихся дифференциалов. Главное различие состояло в шинах: на коротком УАЗе были смонтированы покрышки ЯИ-357А размером 225/90R15. Забегая вперед, можем смело порекомендовать их тем владельцам УАЗов, которые не хотят терять проходимость своих машин, но ищут приемлемого комфорта на шоссе. Внешне они напоминают хорошо известные Я-245 (это не самые "зубастые" шины из тех, что ставят на УАЗы), но, в отличие от них, имеют радиальный каркас.
И вот короткий-то УАЗ не посрамил честь марки. С включенной второй передачей в основной коробке передач и пониженной в раздаточной он оставлял за собой колею 40-сантиметровой глубины! Прочерчивая полосы редукторами, опорами амортизаторов и обоими мостами, автомобиль продолжал двигаться там, где это казалось невозможным, включая участок, где застрял его долговязый "родственник" и куда не решился сунуться "Ленд-Ровер". Однако только ли в шинах и короткой базе все дело?
Замеры выявили один любопытный факт. Если диагональное вывешивание колес "Дефендера" наступало при наезде на препятствие высотой 650 мм, UAZ 31519 залезал на горку в 520 мм, то "стретч" начал беспомощно крутить колесо, когда высота препятствия была всего 390 мм! Вопреки распространенному мнению, что пружинная подвеска обеспечивает б'ольшие ходы, чем рессорная, здесь все вышло наоборот. Виновник - толстый передний стабилизатор поперечной устойчивости, явно сделанный для улучшения поведения машины на асфальте.
Между прочим, отсутствие блокировок межколесных дифференциалов в определенной мере компенсируется длинноходной мягкой подвеской, позволяющей колесам не терять контакта с грунтом.
ВМЕСТО ВЫВОДА
В нашем сравнении тяжело быть беспристрастным, но, положа руку на сердце, признаем: по сравнению с предшественником UAZ 3153 утратил изрядную долю проходимости ради улучшения комфорта, но так и не достиг уровня "Дефендера", который, в общем, тоже в данном случае не эталон. Однако англичане не поступились принципами и не стали жертвовать внедорожными качествами машины ради езды по дорогам с твердым покрытием. Среди безусловных преимуществ "Дефендера" - качество сборки, надежность, долговечность, мощный и экономичный дизельный двигатель. Не вдаваясь в рассуждения о качестве сборки УАЗов, приведем только перечень наиболее крупных неприятностей, случившихся по ходу теста: срезалась шпилька помпы, развалился шкив насоса гидроусилителя, открутилась гайка на толкателе клапана, а при ее установке выяснилось, что зазоры в ГРМ отсутствуют напрочь. Для теста тормозов пришлось заново отрегулировать колодки. У "Ленд-Ровера", правда, тоже не обошлось без неисправностей: перегорела лампочка в левой фаре....
Стоит ли один "Дефендер" семи УАЗов? Впрочем, если вы задаетесь этим вопросом, то наверняка знаете ответ.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля UAZ 3153 заводские даные (в скобках UAZ 31519)
Общие данные: число мест - 9(7); снаряженная масса - 1855(1665) кг; полная масса - 2780(2500) кг; максимальная скорость - 120 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 34,7 с; расход топлива при 90 км/ч и в ГЦ - 15,5; 14,5 л/100 км; запас топлива - 2х39 л; топливо - А-76. Конструкция: рамная со стальным кузовом. Размеры, мм: длина - 4514(4025); ширина - 1800; высота - 2020; база - 2760(2380); колея спереди/сзади - 1445/1445; дорожный просвет - 220; объем багажника - 1825/3166(1131/2564) л; радиус поворота - 7,3(6,3) м. Двигатель: карбюраторный четырехцилиндровый рядный УМЗ-4218.10, расположен спереди продольно; рабочий объем - 2890 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 100,0х92,0 мм; степень сжатия - 6,7; мощность - 63 кВт/86 л. с. при 4000 об/мин; максимальный крутящий момент - 193 Н.м при 2200-2500 об/мин. Трансмиссия: полноприводная, передний мост - отключаемый, межосевой дифференциал отсутствует, межколесные дифференциалы - свободные, передние колесные муфты - с ручным включением; коробка передач - механическая четырехступенчатая; передаточные числа: I - 3,78(4,12); II - 2,60(2,64); III - 1,55(1,58); IV - 1,00; з. х. - 4,12(5,22); главная передача - 4,62; раздаточная коробка: I - 1,00; II - 1,94. Подвеска: зависимая; спереди - два продольных рычага, тяга Панара, стабилизатор поперечной устойчивости, пружины (рессорная); сзади - рессорная. Тормоза: барабанные с вакуумным усилителем. Рулевое управление: червячное. Размер шин: 225/75R16(225/90R15).
РЕЗЮМЕ. "Дефендер" - прекрасный вездеход и, в какой-то мере, культовый автомобиль. В силу последнего обстоятельства покупателю придется мириться с высокой ценой и некоторым неудобством. "Длинный" УАЗ с пружинной подвеской на асфальте ровно настолько лучше своего короткого предшественника, насколько хуже на бездорожье. Однако страдает потомственным недугом - крайне низким качеством изготовления. Может, прежде чем отрезать голенища от сапог, пытаясь превратить их в кроссовки, лучше сначала залатать в них все дырки?
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА автомобиля "Ленд-Ровер Дефендер" (заводские даныые)
Общие данные: число мест - 9-10; снаряженная масса - 1980 кг; полная масса - 3050 кг; максимальная скорость - 134 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 18,8 с; расход топлива при 90, 120 км/ч и в ГЦ - 9,7; 14,6; 9,7 л/100 км; запас топлива - 80 л; топливо - дизельное. Конструкция: рамная с алюминиевым кузовом. Размеры, мм: длина - 4598; ширина - 1790; высота - 1963 (без багажника); база - 2794; колея спереди/сзади - 1485/1485; дорожный просвет - 190; объем багажника - 1971/2690 л; радиус поворота - 6,4 м. Двигатель: дизельный четырехцилиндровый рядный, расположен спереди продольно, с турбонаддувом и промежуточным охладителем; рабочий объем - 2494 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 90,5х97,0 мм; степень сжатия - 19,5; мощность - 83 кВт/113 л. с. при 4000 об/мин; максимальный крутящий момент - 265 Н.м при 1800 об/мин. Трансмиссия: постоянный полный привод, межосевой дифференциал - с принудительной блокировкой, межколесные дифференциалы - свободные, коробка передач - механическая пятиступенчатая, полностью синхронизированная (включая передачу заднего хода); передаточные числа: I - 3,69; II - 2,13; III - 1,40; IV - 1,00; V - 0,77; з. х. - 3,43; главная передача - 3,54; раздаточная коробка: I - 1,41; II - 3,32. Подвеска: зависимая пружинная; спереди - два продольных рычага, тяга Панара; сзади - две продольные реактивные тяги, V-образный центрально расположенный рычаг. Тормоза: гидравлические дисковые с вакуумным усилителем, спереди - вентилируемые. Рулевое управление: червячное с гидроусилителем и встроенным амортизатором. Размер шин: 245/75R16.