
Последние годы все чаще появляются всевозможные модификации «Нивы». С главного завода сходит только стандартный трехдверный вариант, который сейчас носит обозначение «ВАЗ-21213 «Тайга». Сейчас она оснащается 1,7 литровым двигателем мощностью 79 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач. На опытно-промышленном производстве «АвтоВАЗа» делают длиннобазную пятидверную «Ниву ВАЗ-2131». Кроме того, на дорогах можно встретить и несколько «промежуточных» вариантов: длиннобазная трехдверная модель «ВАЗ-2129», уже снятая с производства, и «ВАЗ-21218 Фора». Про эту то модель, которая сейчас начинает пользоваться все большей и большей популярностью, мы и поговорим.

Самым главным отличием «ВАЗ-21218» или «Фора» является удлиненная на 300 мм. колесная база и немного приподнятая крыша. Причем самое главное, что эти миллиметры пущены не на увеличение багажника, а «на салон». Кроме того, установлена более широкая входная дверь. Помните, как надо пролезать «Ниву» на заднее сиденье сквозь узкий дверной проем. Только маленький ребенок выполнит эту операцию без проблем. Взрослому же приходится изгибаться как гутаперчевому мальчику и, просунув голову и плечи в салон, в последний момент оттолкнуться опорной ногой от земли, и падая в салон успеть развернуться для того, чтобы сесть на место. При этом наверняка какая-нибудь из ног обо что-нибудь стукнется. В общем, сплошные неудобства. Для усиления впечатления попробуйте сесть назад втроем. Больше десяти-двадцати минут трое там вряд ли выдержат. Во-первых, если появится желание вытянуть ноги, то это и останется только желанием. А, во-вторых, давление соседей друг на друга в зоне плеч и бедер будет настолько сильным, что любое телодвижение ничего кроме ругательств не вызовет.

Максимум, что влезет в багажник «Нивы» - это два-три больших чемодана, да необходимый минимум запчастей (все-таки отечественная машина). «Форовский» багажник стал чуть больше. Теперь нет необходимости при перевозке любого мало-мальски большого груза складывать заднее сиденье. Багажное отделение на «Форе» теперь прикрывается «восьмерочной» полкой, куда можно вмонтировать музыкальные колонки. Кстати, само сиденье то же взято от «ВАЗ-2108».
Интересно, а сказалось на прочности кузова автомобиля то, что он стал длиннее на целых 30 сантиметров (это для машины довольно много)? К «Нивам» никогда вопросов по поводу слабости кузова не возникало - он настолько короткий, что выдержит любую нагрузку. Конструкторы «Форы» ответственно заявляют, что их детище не хуже. Оказывается, элементы кузова удлиняют по отдельности и вводят дополнительные усиливающие элементы в крышу. Сама крыша стала немного выше, что позволило чуть приподнять задние кресла. Теперь пассажиры, сидящие выше чем водитель, могут спокойно смотреть вперед на дорогу, не выглядывая из-за спин и не сворачивая шеи.

Раньше в освободившееся под капотом место устанавливалась система автоматического пожаротушения (наследство броневого прошлого «Форы»). Вещь, без сомнения, хорошая, но дорогая. Поэтому в настоящее время ее монтируют только по заказу.
В самой базовой комплектации нет ни литых алюминиевых дисков, ни специальной фирменной решетки-отбойника на переднем бампере (на сегодняшний день разработано 4 вида отбойников). Если вы надумаете когда-нибудь приобретать «Фору», то, наверное, лучше заказать как первое, так и второе. С ними автомобиль смотрится намного лучше, а «кенгурятник» защитит передок автомобиля от всевозможных неприятностей, которых полно в городе и на бездорожье. Кстати, сам отбойник прошел официальную сертификацию, которую выдержал с честью, а по словам специалистов фирмы «Бронто», это единственная на сегодняшний день подобная решетка сертифицированная по всем правилам. Из другого дополнительного оборудования можно отметить гидроусилитель руля и кондиционер. Последний ставится под «бардачком» и довольно неплохо работает.


Теперь, после детального изучения различий между двумя автомобилями, пора бы посмотреть, в чем разница между ними на дороге и вне её. Последнее важно, поскольку «Нива» и все ее «дети» никогда не считались паркетными джипами для езды по городу. Даже наоборот. Бездорожье - вот где этот автомобиль всегда считался «в своей тарелке». Там «Нива» может преодолевать такие холмы и буераки, что просто диву даешься. Кстати, говорят, что организаторы знаменитого Camel Trophy предлагали «ВАЗу» использовать в качестве средства передвижения именно нашу «Ниву», однако, что-то там не получилось, и путешественники стали ездить на Land Rover.

А теперь рванем на шоссе. Помнится, на трассе «Нива» вела себя далеко не лучшим образом. Любой минус дорожного полотна подробнейшим образом передавался на кузов, на малейших неровностях начиналась раскачка и «козление». Короче, больше сотни разгоняться совершенно не хотелось.
Будем надеяться, что удлиненная «Фора» ведет себя получше. По субъективным ощущением, так оно и есть. Причем положительную роль сыграла не только большая база, но и импортные покрышки, которые не издавали такого ужасного шума, как стандартные «нивовские».
Увеличение длины сказалось на улучшении управляемости и плавности хода не только на шоссе, но и в городе. При проезде трамвайных рельс пассажирам нет необходимости постоянно искать, за что бы ухватиться. Однако, до плавности современных внедорожников все равно еще очень далеко. Кстати, в городе выяснился один из недостатков повышенного заднего сиденья. Дело все в том, что человек стал сидеть выше, а боковое стекло осталось на старом месте. И если ваш рост 170-180 см. и больше, то осмотр окрестностей через окно становится не таким простым занятием. Приходится либо наклонять голову вниз, либо сползать по сиденью. В первом случае рано или поздно заноет шея, а, во втором, позвоночник в районе поясницы.

Ну, а что можно сказать в заключении? Нам «ВАЗ-21218 «Фора» понравился. Автомобиль, сохранив положительные внедорожные качества обычной «Нивы», приобрел не свойственный ей комфорт и удобство, особенно для задних пассажиров. Кроме того, увеличенный багажник и грузоподъемность, которая теперь достигает 450 кг., позволяют перевозить в «Форе» больше груза, что очень важно. Да и чисто с эстетической точки зрения «Фора» смотрится несколько лучше «Нивы», особенно с литыми дисками и отбойником. Что касается стоимости, то она начинается от 160 тысяч рублей или в пересчете на наши «родные» доллары от 5700 «баксов». Стандартная же «Нива» ВАЗ-21213 стоит около 3,5 тысяч долларов. Стоит ли овчинка выделки или нет решать вам.
Краткая техническая характеристика «ВАЗ-21218 «Фора» и «ВАЗ-21213 «Тайга»
Технические параметры «ВАЗ-21218 «Фора» «ВАЗ-21213 «Тайга»
Длина 4040 3749
Ширина 1680 1680
Высота 1750 1640
База 2500 2200
Колесная формула 4х4 4х4
Масса в снаряженном состоянии, кг 1270 1210
Полная масса, кг 1720 1610
Полезная грузоподъемность, кг 450 400
Двигатель ВАЗ-21213, с системой рециркуляции отработанных газов ВАЗ-21213, с системой рециркуляции отработанных газов
Рабочий объем двигателя, см/куб. 1690 1690
Максимальная скорость, км/час 135 135
Время разгона 0-100 км/час, сек 21 19
Денис Смольянов
Фото Дмитрия Гайдукевича