Основными составляющими этого проекта являлись:
- особо прочная конструкция кузова, включающая дополнительный подрамник для крепления силовой установки и передней подвески;
- передний привод и поперечное расположение двигателя;
- полностью независимая подвеска.
Fiat, как самый крупный среди участников проекта, первым выпустил свою модель. Казалось, что именно с Croma автомобилестроители итальянской компании достигнут наивысшего успеха в своей деятельности. Многие специалисты считали, что Croma - машина доведенная до совершенства по многим показателям, является одной из самых лучших в модельном ряду Fiat.
Но несмотря на все видимые достоинства, фурора на рынке автомобилей этот переднеприводной седан не произвел. Может быть, виной этому явились сложившийся в то время в мире стереотип образа Fiat, как производителя относительно дешевых и недолговечных машин, длинная вереница неудач концерна на рынке средних автомобилей и плохая маркетинговая политика итальянского концерна. И в результате современники отдавали предпочтение конкурентам и одноклассникам Croma - Peugeot 605, Citroen XM, Audi 100, Mercedes 190 и прочее.
Первые модели Croma, которые начали сходить с конвейера с мая 1986 года, предлагалась в пяти версиях - с бензиновыми двигателями объемом от 1600 до 2000 см/куб, и с одними из лучших в мире дизелями - 2500 и 2400 TD. В 1988 году, после ввода в строй нового завода Fiat, оснащенного современнейшим оборудованием, модельный ряд Croma был расширен. Автомобиль стали оснащать турбодизелем объемом 2000 см/куб, с системой прямого впрыска топлива (прообразом системы common rail), и Croma вошла в историю, как первый серийный автомобиль, оборудованный таким двигателем.
Осенью 1991 года был проведен рестайлинг внешности автомобиля - немного изменилась передняя часть, кузов получил более обтекаемые формы, появились новые фары. В список стандартного оборудования вошли центральный замок и электростклоподъемники. С 1994 года, следуя требованиям времени, Fiat Croma стали оснащать надувной подушкой безопасности для водителя. В 1996 году выпуск Croma был прекращен.
Проект дизайна кузова автомобиля был разработан знаменитым Джорджетто Джуджаро. Внешность автомобиля не вызывающая, но проникнута сдержанным достоинством и элегантностью. «Крому», как автомобиль «почти представительского» класса, отличает превосходное качество сборки кузова, просторный и функциональный салон, тщательно продуманный дизайн экстерьера и эргономика салона. Конструкторам удалось добиться отличного баланса между динимическими характеристиками, управляемостью, комфортом и элегантностью автомобиля.
В простором, ладно скроенном салоне, пассажиры любого роста чувствуют себя достаточно уютно. Кресло водителя снабжено регулировкой по высоте, хотя несколько затруднен доступ до механизма регилировки высоты спинки. Передние кресла оснащены удобными, высокими подголовниками. Рулевая колонка имеет регулировку по высоте. Спереди пассажир и водитель могут наслаждаться довольно обширным пространством над головой. Однако, Croma все-таки не driver`s car, поэтому к ее минусам можно отнести слишком низкие подголовники задних сидений, а также затрудненное застегивание задних ремней безопасности.
На жестковатых и великолепно поддерживающих спины пассажиров сиденьях, оснащенных, кроме того, боковой поддержкой, можно расположиться очень удобно, хотя сами сидения немного коротки. Салон выполнен без эксцессов — плоскости интерьера проработаны таким образом, чтобы водитель и пассажиры в аварийной ситуации не смогли получить увечья от деталировки.
Удобна посадка и выход из автомобиля. Croma имеет большой и вместительный багажник с освещением, однако массивная пятая дверь тяжеловата при открывании. Стандартный объем багажного отсека в 500 л может быть увеличен при сложенных задних сидениях до 1400 л.
Подвеска очень комфортна даже на ухабистых дорогах, что обусловлено четкой способностью амортизаторов поглощать самые чудовищные неровности дорожного покрытия. Шумоизоляция салона на высоте - даже на крейсерской скорости уровень шума остается в приемлемых границах.
Основу моторной гаммы Fiat Croma составляют двухлитровый инжекторный четырехцилиндровый двигатель мощностью 113 л.с., 2,5-литровый 160-сильный V6. , 2,5-литровый турбодизель, выпускаемый в двух вариантах по мощности: 100 и 115 л.с. Динамические характеристики для автомобиля такого класса и уровня можно назвать великолепными и превосходящими подобные показатели многих современных машин. Усилитель рулевого управления настроен очень четко и корректно, тормоза функционируют эффективно. Все версии снабжены дисковыми тормозами на всех колесах (вентилируемые на передних).
Самым предпочтительным двигателем на Croma специалисты называют 2,0-литровый 115-сильный мотор с многоточечной системой впрыска (максимальная скорость 190 км/час, разгон с 0-100 км за 10,5 сек). Помимо стандартного варианта эта версия выпускалась еще и в комплектации Super. Такие автомобили включает в себя кроме стандартного кондиционера, еще и электростеклоподъемники задних дверей, регулировку подлокотника и спинки водительского кресла по высоте.
Топовой же версией считается автомобиль с 2,5 литровым двигателем V6 мощностью 159 л.с., который взят от Alfa Romeo (устанавливается с 1993 года). С ним Croma способна разогнаться до 211 км/час. Стандартное оборудование такого автомобиля довольно богатое и включает кожаную отделку салона, электростеклоподъемники всех дверей, автоматический климат-контроль с фильтром, легкосплавные диски для широкопрофильных колес, AБС и противоугонную систему.
Турбодизельные версии Croma 2.0 TDI и 2.5 TD отличают низкие эксплуатационные расходы, надежность и, естественно, меньшая, чем у остальных моделей, мощность - 92 л.с и 116 л.с. соответственно. Дизельные двигатели оснащены системой прямого впрыска топлива, турбонаддувом с системами промежуточного охлаждения и изменяемой геометрией турбины, а также клапаном рециркуляции отработавших газов.
Учитывая соотношения цена/качество/характеристики/комфорт/ стоимость эксплуатации, Fiat Croma для своего времени, с уверенностью можно назвать одним из лучших автомобилей своего класса. Однако, по непонятным причинам эта модель оказалась одной из самых недооцененных машин за всю историю автомобилестроения. Сейчас стоимость Fiat Croma колеблется от 1000 долларов за машину первых годов выпуска до 5000-6000 за модели 1996 года.
Автомобиль, который вы видите на фотографиях, выпущен в 1988 году (владелец оценивает его примерно в 2000-2500 тысячи долларов). Несмотря на то, что машина уже несколько лет эксплуатируется по нашим дорогам, серьезных проблем с ней пока не возникало. Естественно, необходимо следить за подвеской, заливать хороший бензин и прочее. По паспортным данным, Croma с 2,0-литровым 115-сильным двигателем может питаться 92-м бензином, но лучше все же заливать 95-й. Он и более качественный, и расход топлива с ним становится чуть поменьше. По трассе автомобиль «кушает» порядка 6-8 литров, а в городе около 10-11 литров.
Возможные неисправности у моделей ранних выпусков:
- ранний прогар прокладки головок цилиндров дизельных двигателей, выход из строя генератора,
- потери масла из-за негерметичности соединений,
- неполадки в инжекторе и системе зажигания в бензиновых двигателях моделей выпуска 1986-87 годов и характерная неисправность многих итальянок с мощными двигателями - высокий износ приводных ремней.