В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Polo
История "Поло" восходит к 1975 году, когда на свет появилось первое поколение этих машин. В 1982-м было уже второе, в 1994-м - третье и, наконец, в 2001 году - нынешнее, четвертое. Выпускать новый автомобиль планируют не только в Старом Свете, но, с некоторыми изменениями, в Бразилии и Китае. В Россию пока поставляют лишь европейскую версию с трехцилиндровыми двигателями, 1,2 л (6- и 12-клапанными, 40 и 47 кВт) и четырехцилиндровым, 1,4 л (16 клапанов, 55 кВт). Можно также выбирать между трех- и пятидверными машинами.
Товар лицом
Официальные дилеры фирмы предлагают российскому покупателю бессчетное число вариантов комплектации. Выбор начинается с исполнения - "база", "комфортлайн", "трэндлайн" или "хайлайн". Первое, очевидно, самое простое - с тканевой обивкой салона и безо всего, что наш покупатель может счесть излишествами - АБС, подушек безопасности, правда, с кондиционером. Такой почти подарок стоит от $10 800 за трехдверный автомобиль с 1,2-литровым 6-клапанным мотором, 40 кВт/55 л. с. до $11 500 (двигатель - 1,2 л, 12-клапанный, 47 кВт/65 л. с.) и $11 700 (1,4 л, 55 кВт/75 л. с.) В чем же между ними разница?
С наиболее слабым мотором у машины короткая главная передача, что заставляет чаще пользоваться рычагом коробки передач, но на малых скоростях создает иллюзию чуть более мощного двигателя, чем представлен в инструкции. Со средним 65-сильным - главная передача подлиннее, "максималка" побольше, но ощущается этакое легкое "недопонимание" между педалью акселератора и двигателем. Словно машина должна разгоняться чуточку быстрее, но ее кто-то придерживает. Наконец, более мощный 75-сильный мотор устраняет легкую задумчивость - под капотом просыпается жизнь, и у водителя появляется возможность управлять автомобилем не только рулем, но и тягой.
Если указанные выше суммы - не предел ваших финансовых возможностей, можно обратиться к длинному списку опций. Вот лишь некоторые из них: пять дверей вместо трех - $380, система АБС - $370, регулировка водительского сиденья по высоте $50, полный электропакет - $730 ($880 - для пятидверных машин), подушки безопасности для водителя и пассажира - $310. Есть даже такие вещи, как съемное тягово-сцепное устройство - $620 и, внимание (!), система электронной стабилизации ESP - $900.
Остается добавить, что нам достался автомобиль за $13 990 с 12-клапанным двигателем, 1,2 л, 47 кВт, подушками безопасности, АБС, "музыкой", электропакетом.
Что внутри?
Тем, кто считает, что понятия "размер" и "вместимость" можно относить к автомобилям не меньшим, чем "Гольф", советуем заглянуть в салоны этих машин, стоящие рядом, и сравнить. Вы обнаружите, что заметные отличия начинаются лишь там, где кончаются передние сиденья. Да, сзади "Поло" теснее. Если в "Гольфе" двое разместятся на заднем сиденье свободно, а троим будет тесно, то в "Поло" - двоим будет свободно, а троим очень тесно. По пассажировместимости "Поло" уступает совсем немного, пока... попутчики не возьмут с собой вещи. Все эти сумочки и коробочки кажутся маленькими, пока находятся рядом с машиной на асфальте. Но стоит начать загрузку, как они удивительным образом будут мешать друг другу. Нет, багажник у "Поло" совсем не мал для машины этого класса (270 л), но по каждому измерению он оказывается чуть-чуть меньше, чем хотелось бы вашим спутникам. Что поделать - для перевозки грузов используют другие машины, а чтобы объяснить, почему вы выбрали именно эту, пригласите сомневающихся на передние сиденья.
Первое, на что наверняка обратят внимание, - большой дверной проем у трехдверной машины, облегчающий посадку-высадку. Компактные с виду сиденья без труда примут в свои объятия человека практически любых габаритов, а большой диапазон регулировок и высокая в центральной части крыша позволят быстро найти удобное положение. Очень кстати оказывается здесь регулировка сиденья по высоте.
Шаг за шагом, знакомясь с автомобилем, ловишь себя на мысли, что это отпрыск весьма знатного племени. Порода видна во всем. В продуманной до мелочей эргономике, удобных органах управления, множестве полочек и ящичков, пусть даже небольших по объему. Но... рука тянется к замку зажигания, чтобы узнать, что нас ждет дальше.
Как едет?
Уже с первых минут езды по городу "Поло" дает почувствовать свой характер. Двигатель не балует излишней прытью, но если держать больше 3500-4000 оборотов, желание водителя ехать быстро не остается без внимания. А проворности маленькому "Фольксвагену" и подавно не занимать. "Острое" рулевое управление и небольшой, но пухленький бублик позволяют машине предугадывать действия водителя. Выше всяких похвал коробка передач - переключения четкие, можно обходиться одной кистью.
Отлично подобраны характеристики усилителя тормозов - педаль легкая, но без избыточной чувствительности, свойственной многим чистокровным "немцам". Эффективность торможения, само собой, на высоте. Чтобы лишний раз в этом убедиться, а заодно оценить работу подвесок, едем подальше от города и его вечных заторов. Разгоняемся.
Пока скорость сопоставима с той, что у движущихся рядом, или немного выше, подвеска работает мягко и вкупе с шинами цепко держит автомобиль на траектории. Тормоза превосходные, причем АБС оставляет колесам небольшую пробуксовку, так что до ушей водителя доносится повизгивание шин. Вмешательство этой системы оказывается очень деликатным.
Скорость продолжает расти. Вместе с ней растет желание крутить мотор на четвертой передаче до красной зоны, поскольку теперь разгон неинтенсивный и заметен только по приборам. Кстати, сама красная зона начинается с 5800 об/мин, тогда как плавная отсечка происходит позже - в диапазоне от 6000 до 6200 об/мин. Подвеска все еще справляется со своей работой, хотя перестроение из ряда в ряд на "максималке" уже вызывает крены. Просит большей задемпфированности руль, и все же его высокая чувствительность не утомляет. Стоит сбросить скорость до более разумной - и машина вновь оказывается в своей стихии.
С пониманием относится "Поло" к езде по проселку. Свесы здесь небольшие, нижние части переднего и заднего бамперов - из черного некрашеного пластика, даже днище слева и справа от лонжеронов прикрыто большими пластиковыми панелями - от веток, травы и прочего мусора. Остается лишь отметить возможность установки стальной защиты моторного отсека вместо пластиковой - это вам предложат на СТО. Кстати, а не пора ли туда заглянуть.
Портрет с одноклассниками
Одноклассников у "Поло" много. Но наиболее престижные марки обойдутся заметно дороже - маленькие "немцы" и "японцы" у нас в цене. Зато привлекают внимание "французы" и... "чех" (последний сделан на платформе "Поло"). Чуть больший размер за эти деньги предложат корейцы. Про отечественный автопром здесь лучше умолчим.
"Peugeot 206" . 1,1-1,6 л, 44-85 кВт. Цена - от $8800.
"Skoda Fabia". 1,4 л, 50-74 кВт. Цена - от $8700.
"Citroen C3". 1,4-1,6 л, 54-80 кВт. Цена - от $11900.
Сервис
Не уверены, что среди потенциальных покупателей "Поло" многие пожелают обслуживать машину своими силами. Но если таковые найдутся, они наверняка оценят простор в моторном отсеке. Почти любую операцию придется начинать и заканчивать пластмассовыми крышками, а за фильтром тонкой очистки топлива и вовсе слазить под машину. Зато контрольные операции не составят никакого труда - все, что подлежит контролю, на виду.
Обращения на фирменную СТО скажутся на вашем кармане - цены здесь не самые низкие. Но при нормальной эксплуатации прибегать к услугам мастеров придется не часто. К тому же, остановив выбор на маленьком "Фольксвагене" с небольшим мотором, сумму, которую получит сервис, вы, скорее всего, отыграете на бензине. Его-то "Поло" от вас будет просить совсем немного.
Интересная деталь
1. Карман для мелочей под рулевой колонкой.
2. Писк автомобильной моды - щетки стеклоочистителя без каркаса.
3. Очень удобна полочка в средней части "торпедо". Гораздо чаще мы привыкли видеть ее правее - напротив пассажира. В "Поло" ей легко пользоваться и на ходу.
4. Большая, вынесенная от бампера, задняя буксирная проушина обрезинена (!).
5. Очевидно, багажник трансформируется, но места для запаски в нем не нашлось.
6. Пиктограммы - понятнее не придумаешь.
7а, б. В нижней точке крепления ремень безопасности подвижен со всеми вытекающими отсюда удобствами.
8. Выдвижные ящички под сиденьями - пример того, как нужно рационально использовать пространство.