В тесте участвуют автомобили: Chery Tiggo, Toyota Rav 4, Hyundai Tucson
Посмотреть другие фото (22) |
Японскому автопрому семь десятилетий. Корейский младше на четверть века. Китайцы только-только встают «на колеса». Можно ли уловить разницу в образовании на примере конкретных автомобилей? Уж больно велик соблазн сэкономить, при этом не проиграв в качестве!
«Чери-Тигго» из Поднебесной на 50% дешевле японского RAV4! Даже если отказаться от «Хёндай-Туссан» в пользу «Чери», денег хватит на длительный отпуск в жарких странах. Или лучше потратить их на учебу?
Цена соблазна
Китай спешит сдать все экзамены экстерном и оказаться в лидерах. Откуда такая скорость – возможно, китайцы учатся не столько на своих, сколько на чужих ошибках и успехах?
Основой таких предположений стал «Чери-Тигго»: да, машина скопирована с «Тойоты-RAV4» предыдущего поколения… но так ли это плохо? В голове возникла картина учебного процесса. Вот с новенькой «Тойоты» молодой китаец скручивает крылья и снимает капот – их будут исследовать специалисты-кузовщики. Панели дверей, кнопки, ручки увозит для детального изучения дизайнерами его не менее любознательный коллега… И так машину разбирают до последнего винтика. Чтобы сделать все не хуже, чем у японцев! И чтобы к 112-летию Мао! Это, конечно, шутка.
Впрочем, беспристрастный осмотр не дает поводов для иронии. «Тигго» собран достойно, о чем говорит качество окраски и сопряжение кузовных панелей. Спрятавшись от ноябрьского ветра в салон, сразу нашел в «Чери» много мелочей, знакомых по другим маркам. Хотя интерьер немного разочаровывает – панель приборов из жесткого пластика, дефлекторы вентиляции безвольно болтаются в воздуховодах, выделка кожи оставляет желать лучшего…
Шум преследует путешественников, по какой бы дороге с какой бы скоростью ни двигался «Тигго». В первый момент кажется, будто дверь не до конца встала в проем или стекло не закрыто. А при максимально быстром разгоне главную партию исполняет двигатель.
«Чери» оснащают лицензионным мотором «Мицубиси» объемом 2,4 л и мощностью 129 л.с., которого на фоне конкурентов полноприводному «Тигго» хватает едва-едва. После 5000 об/мин «крутить» двигатель практически бесполезно, а до 3000 он откровенно ленится.
Вездеходные качества весьма скромны – в трансмиссии с автоматической электромагнитной муфтой, подключающей задние колеса, даже не предусмотрена принудительная блокировка. Если под колесами снежная каша, а рельеф заставляет сбросить скорость до черепашьей, «Тигго» норовит заглохнуть. Приходится играть сцеплением: вероятно, после таких экспериментов появилась дрожь при троганье с места. Дорожный просвет ограничен сильфоном выпускной системы на высоте 155 мм. При попытке вывесить машину угрожающе заскрипел пластик, а двери стали плохо открываться.
Зато на скользком покрытии «китаец» демонстрирует покладистый характер: чуть быстрее войдешь в поворот – заскользит наружу всеми четырьмя колесами, а под сброс газа плавно уйдет в занос. На прямой вернуть на траекторию сбившийся с курса «Чери» проще простого – надавите посильнее на акселератор. Только с рулем поосторожнее: он достаточно острый, но при этом не отличается информативностью.
Еще недавно я был иного мнения о «китайцах». Казалось, они догонят корейские авто лет через пять–семь. Теперь думаю, им хватит и трех – автопром Поднебесной учится, учится, учится…
Средний класс
Тусон (Tucson) расположен в американском штате Аризона. Полмиллиона жителей, полсотни спортклубов, десяток музеев, четыре газеты, свой аэропорт… самый обычный американский город. Почему в честь него назвали автомобиль? Ответ дадут коренные жители – индейцы племени пима, на чьем языке слово Tucson означает «весна у подножия черной горы». Действительно, в этой местности почти круглый год светит солнце.
А у нас наступила зима. В эту пору как нельзя кстати такая машина: с мощной стальной защитой, приличным дорожным просветом и принудительной блокировкой межосевого дифференциала. Поэтому после пары километров, пройденных за городом, хочется свернуть в лес и проверить «Туссан» заснеженной тропой.
Хотя результат и так предсказуем: серьезное бездорожье на «Хёндай» лучше объезжать, но там, где встает легковушка, он проходит не моргнув глазом. В активе машины система полного привода, автоматически распределяющая момент между осями. На твердом покрытии она передает вперед 100% тяги, а в случае пробуксовки вискомуфта перебрасывает до 50% к задним колесам. В особо тяжелых ситуациях пригодится кнопка 4WD Lock.
Когда-то корейцы покупали у своих восточных соседей лицензии на выпуск агрегатов, копировали дизайн и методы проектирования. Те времена прошли – «Туссан» создан на легковой платформе «Элантры», и это далеко не первая самостоятельная разработка корейцев. Высококвалифицированные инженеры выращены, школа автомобилестроения поставлена. Впечатления?
«Туссан» воспринимается как довольно тяжелый, солидный автомобиль. Реакции на руль немного запаздывают и не отличаются точностью. С неровностями подвеска справляется легко и непринужденно, а запас энергоемкости позволяет расслабиться и не сбрасывать скорость даже на совсем никудышном покрытии. В поворотах машина заметно кренится, заставляя проявлять осторожность. Но кому-то это даже понравится: на «Туссане» быстро «остываешь», не хочется резко маневрировать, мельтешить. Так обычно чувствуешь себя в настоящем вседорожнике.
Но солидность ни в коем случае не подразумевает неспешный разгон! Пятиступенчатая «механика» работает четко, а шумный двигатель извиняет неплохая динамика. Если под колесами наледь, то избыток тяги незаметно и эффективно гасит противобуксовочная система – «Туссан» разгоняется ровно и уверенно.
Чуть шумят колеса, слегка проявляют себя аэродинамические особенности кузова. Еще немного, и меня перестает волновать процесс управления, я уже не разглядываю простоватый, без изюминки салон. «Туссан» не раздражает и не удивляет – он просто выполняет свою работу. Возможно, в этом залог успеха? Меньше эмоций, больше дела...
Все выше и выше
Я до сих пор помню то раннее весеннее утро в Токио. Над стерильно-чистыми мостовыми вставало солнце, зажигая стеклянные фасады небоскребов, и от этого казалось, будто на безлюдных улицах еще светлей. Я шел к гостинице и удивлялся: для меня одного загорались уже почти ненужные фонари, неожиданно оживали эскалаторы в многоуровневых переходах. Вот я и дома: уплыли в стороны двери отеля, лифт беззвучно поднял на 36-й этаж за 17 секунд, а когда я открыл дверь, в номере вспыхнул свет... Может быть, это сон? Нет, это XXI век. Это Япония.
«Машина сама узнает вас по ключу и отопрет дверь. Ключ можете держать в кармане, двигатель пускается кнопкой», – короткий инструктаж дилера, и мы с RAV4 покидаем парковку. Мне уже доводилось поездить на этой модели пару месяцев назад. Теперь – вариант с «автоматом» в топовой комплектации.
В тоннеле сами вспыхнули приборы и включился ближний свет, на дисплее бортового компьютера появилось предупреждение о возможном гололеде, с ростом скорости магнитола запела громче, дворники услужливо смахнули грязь, брызнувшую из-под колес попутных машин. Еще десяток лет назад мы и не мечтали о таких опциях. А пластик? Он может быть жестким или мягким, но фактура, цветовые сочетания, зазоры между панелями, обилие мелких деталей, создающих ощущение высокотехнологичного продукта… такое качество было недостижимо.
На ходу RAV4 воспринимается как единый организм. Педали и руль кажутся продолжением тебя самого и будто напрямую замыкаются на дорожное полотно. Неслышно работает трансмиссия, не жужжит и не гудит усилитель руля, не напрягает работа подвески. «Автомат» напоминает о себе – лишь когда продавливаешь газ до пола – небольшой задержкой при переключении, но никаких рывков и метаний между передачами.
У RAV4, как и «Туссана», межосевой дифференциал с блокировкой – на бездорожье не спасует, но пластиковые аэродинамические щитки при этом оторвешь точно! Все же RAV4 – машина в первую очередь асфальтовая, абсолютно легковая по ощущениям. При обгонах на трассе чувствуешь некоторый дефицит мощности, так что нужно соизмерять возможности автомобиля с собственными желаниями. Зато шасси безупречно – «Тойота» всегда уверенно держит курс.
На скоростном кольце полигона вдруг мелькнуло что-то серое и сигануло наперерез машине. Заяц! Захрустев системой Integrated Active Drive System, связывающей электроусилитель руля, устройство контроля тяги, стабилизации и ABS, машина вернулась на прежнюю траекторию после экстренной переставки на льду. Удивительно? Мне уже нет...
«Тойота» по-прежнему эталон по большинству позиций. Но лидерство не упало с неба. Еще никому не удавалось написать хороший пейзаж, едва получив в распоряжение краски и кисть. Конечно же, необходим природный талант, но он ничто без навыков, знаний, опыта и, естественно, трудолюбия! Кто много работает, рано или поздно станет лучшим.
Михаил Гзовский: «С первого раза непросто создать действительно удачный автомобиль, даже если перед глазами отличный образчик. Чтобы получить аттестат автомобильной зрелости, придется пройти нелегкую школу проб и ошибок».
Chery Tiggo – пока еще далек от эталона качества, но в целом производит неплохое впечатление в большинстве городских дисциплин. Самая сильная сторона указана в прайс-листе.
Общая оценка 7,5
+ Привлекательная цена, неплохие возможности трансформации салона, вместительный багажник.
- Высокий уровень шума, среднее качество отделки, малый дорожный просвет.
Hyundai Tucson – очевидно, оправдает каждый рубль, потраченный на его приобретение. «Средний класс» в автомобильной иерархии, золотая середина для практичных покупателей.
Общая оценка 8,0
+ Хорошая эргономика, удобное водительское сиденье, неплохие возможности вне асфальта, просторный задний диван.
- Шумный двигатель, специфическая управляемость.
Toyota RAV4 – достижения одной из наиболее продвинутых автомобильных компаний мира – в вашем гараже. Удобный автомобиль в городе и на трассе, добротно сделанный и… дорогой.
Общая оценка 8,2
+ Высокое качество сборки и материалов, акустический комфорт, удачный «автомат», хорошая климатическая установка, прекрасная система стабилизации, русифицированное меню.
- Ограниченные возможности вне асфальта, довольно высокая цена.