В тесте участвуют автомобили: Honda CR-V, Hyundai Santa Fe, Toyota Rav 4
Посмотреть другие фото (13) |
Популярные "паркетные" вседорожники сражаются за звание самого-самого.
А вот и не слипнется!
Рахат-лукум и халва, нуга и чучхела, козинаки и пахлава – редко у кого не потекут слюнки при одном лишь упоминании самых известных восточных сладостей. Впрочем, давно прошли те времена, когда мастера с Востока славились лишь своими кондитерскими талантами. Так, несмотря на отчаянные попытки европейцев и американцев, сердца россиян, и в особенности москвичей, отданы «Спорт Ютилити» с Востока.
«Ниссан-Х-Трейл», «Тойота-RAV4», «Хонда-CR-V» и «Хёндэ-Санта- Фе» – так выглядит сводный «паркетный» хит-парад.
Достойное меню, которое скоро станет еще богаче. Ведь «Ниссан» вот-вот начнет продажи слегка модифицированной, а главное, более мощной версии «Х-Трейла». Ну а в отсутствие верховного визиря свои козыри в борьбе за трон излагают RAV4 (Recreational Active Vehicle 4, или «автомобиль для активных развлечений»), CR-V (Comfortable Recreational Vehicle – «комфортабельный автомобиль для развлечений») и «Санта-Фе». Кушать подано!
Большому куску все радуются
Да простит меня читатель за откровенность, но мода – понятие стадное. Что, если хорошенько подумать, совсем и не плохо. Ведь благодаря этому, покупая «паркетный» вседорожник, можете не сомневаться – в кругу знакомых вы прослывете человеком со вкусом.
Городские вседорожники сейчас популярны как никогда. Правда, на сотню рядовых почитателей обязательно найдется сведущий «специалист», который в доступных словах и выражениях объяснит, мол, «Тойота» и «Хонда» – это действительно престижно, а «Хёндэ» не то чтобы очень. Что тут скажешь? Прав «специалист». Покуда «Мерседес-Бенц», «Ягуар» или, не дай бог, «Роллс-Ройс» не занялись освоением этого небольшого сегмента «паркетного» рынка, поспорить с RAV4 и CR-V попросту некому.
Но назло всем скептикам и «Хёндэ» не безнадежен. «Санта-Фе» берет своими габаритами. Ведь корейский пирожок аж на 25 см длиннее «Тойоты» и всего на столько же меньше такого большого и серьезного нарезного батона, как «Форд-Эксплорер». Безусловный плюс. Ведь есть такие, кто даже самому распрекрасному «наполеону» предпочтет вафельный торт. Дешевле и больше!
Румяный бочок, сахарная посыпка
Утверждение, что внешний вид – дело десятое, еще меньше подходит к автомобилю, нежели к кондитерскому изделию. Кто же отправит в рот пирожное с потекшей глазурью или с подгоревшей корочкой? В ведро ему дорога. А кто согласится как минимум три года ездить на автомобиле, внешний вид которого не радует глаз или, не ровен час, раздражает?
Но с другой стороны – на вкус и цвет... Вот, к примеру, «Санта-Фе», ставшему первым самостоятельно разработанным «Хёндэ» вседорожником, не откажешь в изысканности. Да, кому-то изгибы крыльев напоминают крутые бедра, а к описанию передка можно применить эпитет «офонаревший». Но ведь на то она и изысканность, чтобы нравиться не всем. «Санта-Фе» самобытен и узнаваем точно так же, как «Ситроен» – нравится не всем, но никто не равнодушен. К тому же творение специалистов из калифорнийской дизайн-студии «Хёндэ» весьма требовательно к окраске. В столь популярном у нас серебристом костюме «кореец» выглядит едва ли не наименее выигрышно. Зато в смелом двухцветном сочетании бронзового и темно-коричневого «Санта-Фе» преображается.
Что же до «Тойоты» и «Хонды», то им до высшего балла за эстетику не хватило самой малости. Первой – толику серьезности, второй – налета агрессивности. Все-таки, как ни крути, а RAV4 частенько воспринимается машиной для взрослых детей, у которых детство где-то там еще поигрывает. Дело, наверное, в игривых фарах, напоминающих широкие солнцезащитные очки пляжной красавицы. Если бы не они, то «плюшевую» «Тойоту» можно было смело называть компактным БМВ-X5. Посмотрите, общие черты действительно есть. «Хонда», в свою очередь, уж слишком серьезна – ни тени игривости, ни намека на флирт. И проблема, на наш взгляд, тоже в фарах – стиль а-ля «Сивик» «паркетной» «Хонде» не слишком идет.
Комар носа не подточит
«Неудивительно, что микросхемы сломались. На них же написано: «Сделано в Японии»! Забавная фраза из блокбастера «Назад в будущее» с упреком напоминает Европе и Америке те далекие времена, когда японское качество отнюдь не считалось образцовым. Прошли, как говорится, былинные… И теперь даже аборигены на европейских заводах японских компаний собирают автомобили лучше своих соседей по общеевропейскому дому. CR-V тому неопровержимое доказательство.
Передний и задний бамперы автомобиля установлены в английском Суиндоне с так называемым «нулевым допуском», означающим зазор между деталями меньше одного миллиметра! И ошибаются те, кто полагает, что этот самый миллиметр в карман не положишь. Если уж внимание уделяется таким мелочам, то вне подозрений должны быть и общая надежность конструкции, и эргономика, и удобство салона. Так и есть. Панели обивки ведут себя тишайшим образом на любой «стиральной доске». Что до эргономики, то единственный минус – селектор КПП «автомата», частично перекрывающий доступ к магнитоле. Все!
Главное же, внутренний мир CR-V очень умный. Ровный пол позволяет пересаживаться назад, не выходя на улицу, откидной столик между передними сиденьями, продольная регулировка заднего дивана, хитрая шторка, прячущая содержимое багажника от алчных глаз. Зануды покритикуют, возможно, не самый искрометный дизайн интерьера и угрюмые черные тона отделочных материалов. Но на то они и зануды.
«Тойота», сделанная, кстати, в Японии, также может служить эталоном по качеству сборки и долговечности применяемых в отделке материалов. Дизайн интерьера? Не шедевр, конечно, но приемлемо. Вместимость салона? Могла быть и лучше. Четверым здесь хорошо, пятерым – так себе. Трансформация салона? Вот здесь чувствуется, что RAV4 выпускается уже не первый год. Спинка заднего сиденья складывается не в самом оптимальном соотношении 50/50, а продольной регулировки нет. Да и багажник заметно уступает конкурентам. А в целом: не стреляйте в пианиста, ему таки уже три года!
Самой же неоднозначной получилась начинка корейской конфеты. С одной стороны, салон «Санта-Фе» самый просторный, что, учитывая наружные размеры, не вызывает удивления. На диванчике сзади разместятся и трое, потому отсутствия продольной регулировки не замечаешь. Багажник поистине исполинский – минимум 850 л, максимум – свыше двух кубометров! Здесь же и хорошая обзорность, и столь любимая многими высокая «командирская» посадка.
И все-таки в плане интерьера первый «паркетный» блин у «Хёндэ» не слишком удался. Будем справедливы, ведь парни работали с листа и кое-что у них здорово получилось. Например, эргономичные лампы для чтения. Да и вообще, стилистика интерьера в полной мере отражает эпатажный экстерьер. Смелые углы, броские линии. Вот только тесто бы сюда покруче. Пластик даже не пытается казаться дороже, чем он есть, мутноватая подсветка приборной панели отнюдь не возбуждает, четкость работы многих переключателей оставляет желать лучшего. Впрочем, скручено-прихвачено все очень хорошо. А качество сборки само по себе большое благо.
Если очень хочется…
Уж столько раз твердили миру, мол, «паркетные» вседорожники вездеходами не являются, что многие, наконец, в это поверили. А раз так, то спрос с легковых автомобилей с увеличенным дорожным просветом соответствующий, в том числе и по динамике. Ни «Тойоту», ни «Хонду», ни «Хёндэ» не назовешь тихоходами. Правда, каждый из них добился достойной приемистости по-своему. Например, «кореец» за счет рабочего объема двигателя. 2,4-литровая 16-клапанная «четверка» мощностью 150 л.с. не испытывает проблем с обслуживанием почти 1800-килограммовой снаряженной массы «Санта-Фе». Мотор умеренно тяговит в нижнем диапазоне, а в районе 4000 об/мин даже приятно подхватывает – чего же боле? Кстати, динамика этого двигателя с 5-скоростной «механикой» предпочтительнее 2,7-литрового V6, доступного только с «автоматом». Извечный вопрос, стоит ли платить больше, в данном случае теряет актуальность.
Но «японцы» все же побыстрее. 150 сил, которые держат в упряжи «Тойота» и «Хонда», на наш взгляд, достаточны для всех случаев жизни. Впрочем, по характеру эти моторы различаются. RAV4 любит высокие обороты, прямо как спортивное купе. Причем крутить этот мотор – одно удовольствие. Под задорное рычание «Тойота» отстреливает передачи, как скорлупки от орехов. Внизу же, несмотря на переменные фазы, «тойотовский» VVTi менее сподручен.
А вот двигателю «Хонды» абсолютно все равно, на каких оборотах работать – во всем диапазоне CR-V резв и послушен. Неудивительно, что почти все машины продаются у нас с автоматическими трансмиссиями – в данном случае «автомат», действительно, не испортит вкус каши.
Отдельно про тормоза. Первые CR-V нового поколения поставлялись в Россию с задними барабанами. Теперь казус устранен – сзади обосновались диски, и «Хонда», как минимум, не уступает конкурентам в тормозной динамике.
Очевидно невероятное!
Именно такими словами можно описать поведение «Тойоты» на асфальте. Если RAV4 и нельзя в полной мере назвать первым в мире «горячим паркетником», то только из-за отсутствия чуток более мощного мотора. Потому как в остальных пунктах анкеты «автомобиля со спортивным характером» «Тойота» проставила плюсы. Для затравки вот такая цифра. 0,78 g – именно при таком боковом ускорении RAV4 начинает сходить с траектории. Результат, завидный для многих седанов, что уж говорить о вездеходах! Но и по субъектным ощущениям RAV4 – то, что надо. Острый, готовый к резким маневрам руль, плотная подвеска, успешно подавляющая и боковые крены, и вертикальную раскачку на неровностях. Для «паркетника» поведение «Тойоты» просто откровение – твердая пятерка!
На этом фоне «Хонда» и «Хёндэ», конечно же, теряются. Нет, они не пугают водителя приседанием на заднее колесо в резком повороте и не слишком докучают угрожающими кренами. Но с другой стороны, ярко выраженную недостаточную поворачиваемость можно считать вторым именем обоих вседорожников. Это не минус. Просто кайф от управления «Тойотой» выше – только и всего.
Вы этого хотели!
Впрочем, выше за это и плата. Поскольку RAV4 еще и самый жесткий из трех «паркетников» на ходу. Пломбы из зубов на кочках не вылетают и даже после продолжительной поездки спина не просит пощады, но ведь CR-V и «Санта-Фе» куда плавнее. И, кстати, заметно тише. Боевой клич «тойотовского» мотора порадует энтузиаста высоких оборотов, но может нагнать тоску на граждан без бензина в крови.
Вот где специалистам «Тойоты» не зазорно поучиться у «Хонды». Двигатель CR-V настолько тих и полностью лишен вибраций – спасибо балансирным валам! – что момент пуска определяешь лишь по ожившей стрелке тахометра. С ростом скорости «Хонды» водителя и пассажиров не беспокоит ни шум ветра, ни стук камушков о пороги. Единственное, что может шуметь в CR-V – шипованные покрышки.
Честь и хвала также и разработчикам «Хёндэ», которым удалось сделать свой автомобиль тихим и комфортабельным. Впрочем, неудивительно, ведь основной рынок сбыта «Санта-Фе» – США. А потому мягкая подвеска и качественная шумоизоляция для него вещи обязательные.
Песочные думы
Боясь наскучить читателю, в очередной раз повторюсь: «паркетные» вседорожники, если вы только не хотите попасть на дорогостоящий ремонт, не должны выезжать на бездорожье. Это нужно запомнить, как «дважды два четыре», как «спички детям не игрушка». Твердая грунтовка? Пожалуйста. Песочный пляж? Ради бога. Заснеженный двор? Флаг вам в руки. Глубокая грузовая колея? А вот этого делать не надо. Равно как и пытаться удивить приятелей мастерством прохождения геометрических ловушек или беззаветной смелостью в форсировании грязевых ванн.
На самом деле никто из нашей троицы и не пытается выдать желаемое за действительное. Ведь в салоне «Тойоты», «Хонды» и «Хёндэ» нет и намека на понижающую передачу, подключение полного привода или принудительную блокировку дифференциала. Правда, на RAV4 и «Санта-Фе» можно за дополнительную плату получить задний «самоблок». Но с таким багажом глупо соваться на бездорожье.
А как же полный привод? На CR-V и RAV4 задние колеса начинают грести лишь при пробуксовке передних – это здорово в плане экономичности и не очень в плане проходимости. Для снежного города, впрочем, очень даже неплохо. В гололед «Санта-Фе» будет даже предпочтительнее – ведь его межосевой дифференциал постоянно делит момент между осями в соотношении 60/40, а стало быть, четыре колеса всегда гребут самостоятельно.