Эта история про людское коварство случилась с художником Издательского дома "КоммерсантЪ" Андреем Бильжо, а точнее -- с его водителем Алексеем и автомобилем "Волга" ГАЗ-3110.
Апрельским днем Алексей ехал по Москворецкой набережной.
Ехал по правому ряду, наполовину своей ширины забитому припаркованными машинами. Вдруг увидел, как из бокового проезда выезжает Nissan Maxima QX. Алексей подумал, что водитель его не видит, несмотря на включенный ближний свет, и поморгал дальним, а сам бросил цепкий взгляд в зеркало заднего вида. Уйти влево было нельзя. В тот же самый момент раздался удар. "Волга" затормозила, а Nissan поехал дальше. "Уйти хочет", -- подумал Алексей и поехал догонять обидчика. Впрочем, тот сам остановился метров через двадцать. За рулем оказалась дама лет сорока. Алексей объяснил ей, что знак "уступи дорогу" -- белый треугольник с красной каемочкой, каковой она видела при выезде на дорогу, -- означал не что иное, как его преимущество в беспрепятственном движении. Гражданка извинилась, посетовав, что за рулем ей постоянно лезут в голову посторонние мысли. Алексей предложил оплатить ущерб на месте. На "Волгу" запчасти недорогие, и, по его подсчетам, за разбитое зеркало и царапины на переднем крыле отдать 800 рублей было бы в самый раз. Сумма не вызвала у нарушительницы шока, единственное, о чем она попросила, -- дождаться приезда ГИБДД, так как у нее застрахована гражданская ответственность (и только она). Вызванная по мобильному милиция приехала через пару часов. Два сотрудника ДПС попросили написать объяснительные записки и уехали. Через минут двадцать подкатил сержант, пожурил даму за нарушение правил дорожного движения, объяснил, какие именно пункты она нарушила, сделал замеры, составил план, а потом спросил, у кого из участников ДТП есть страховка. Женщина сказала, что у нее. Инспектор задумался, а потом подошел к Алексею и стал задавать странные вопросы: "А зачем вы ехали по правой полосе? А почему с ближним светом?". Алексей объяснил, что пол-Европы ездит с ближним светом -- так безопаснее, а правый ряд он занял заблаговременно, так как намеревался скоро повернуть. Но инспектору не нужны были ответы. Он уже про себя решил, как представить дело. Nissan повернул, и тут "Волга" неудачно попыталась вклиниться в чужой ряд. Такая вот картина ДТП. А следов торможения, как назло, не осталось: после аварии проехала поливочная машина.
"Мужик, -- прямо спросил Алексей, -- ты чего? Сначала одно говоришь, а теперь другое". "Понимаешь, -- ответил сержант, -- все дело в страховке. У меня есть опыт. Страховая компания год со мной судилась, я потратил время, деньги и нервы и больше не хочу проблем". Сержант составил протокол (Алексей выразил в нем свой протест) и забрал у "нарушителя" права. Алексей подошел к даме: дескать, надеюсь, вы вину свою признаете, что бы там инспектор в протоколе ни написал? А та: ох, я и не знаю, инспектору виднее, он собаку на дороге съел, может, и не виноватая я вовсе.
В течение двух недель Алексей должен был зайти в группу разбора, но не смог, дело решили без него, и ему ничего не оставалось, как заплатить 600 рублей штрафа, чтобы забрать водительское удостоверение.
Скоро ему пришло приглашение на независимую экспертизу. Специально обученный человек осмотрел Nissan, отметил, что автомобиль годовалый, и ремонтировать его надо по всем правилам. Замена молдинга, покраска почти всей левой стороны. Одной работы где-то на 20 нормо-часов плюс расходники. И добавил в акт фразу про то, что осмотр производился без разборки автомобиля и скрытые повреждения исключать нельзя. Но и без них ремонт тянул на тысячу долларов. Спустя какое-то время эта сумма в официальной бумаге страховой компании возросла до двух тысяч.
Андрей Бильжо (хозяин, напомним, "Волги") связался с дамой по телефону и предупредил, что так дело не оставит. В тот же день Алексей написал жалобу в вышестоящую организацию -- ГИБДД Центрального административного округа.
Жалобу принял старший лейтенант. Он объяснил, что дело плохо. "Волга" сдвинулась с места столкновения. Получается, тот факт, что Nissan выезжал со второстепенной дороги, значения не имеет. Судя по расстановке автомобилей на момент приезда инспектора, авария произошла, когда обе машины уже находились в равных условиях -- на главной дороге. "Да и оплатив штраф, вы фактически согласились с тем, что признаете себя виновным". "Погодите, -- сказал Алексей, -- как ведь получается. К вам на улице подошел человек, дал в морду и стал убегать. Что же, вы останетесь на месте и будете ждать милицию?". "И то правда, -- ответил старлей. -- Я понял вашу позицию. Сегодня вызову вторую сторону для дачи объяснений". Дама, однако, в ГИБДД не пришла.
В начале июня Алексею домой пришло официальное письмо, где сообщалось, что постановление о привлечении его к административной ответственности отменяется, а к ответственности надо привлечь даму с "Ниссаном". ГИБДД, кстати, тоже решила дело не без пользы для себя. Алексею штраф не вернула, в то же время женщине выписала новый.
У водителя Андрея Бильжо осталась одна проблемы: как получить с виновницы средства на ремонт "Волги". И это вопрос не только денег, но и принципа.
Советы до и после ДТП:
Как это ни банально звучит, застрахуйтесь -- от лишних трат и головной боли.
Ни при каких обстоятельствах не двигайте машину после ДТП.
Если уверены в своей невиновности, будьте настойчивы. В милиции тоже люди работают, и правду найти можно.