В тесте участвуют автомобили: Mazda 5
Посмотреть другие фото (1) |
Обычный автомобилист выбирает машину сообразно своим предпочтениям и кругу задач. У журналиста логика порой обратная: есть новая машина и нужно найти условия, в которых она может максимально проявить себя. На сей раз ничего изобретать не пришлось. Чтобы уехать на зимние каникулы в Финляндию семьей, с четырьмя комплектами горнолыжного снаряжения и другим скарбом, легковушки маловато. А, скажем, мини-вэна «Мазда-5»?
ЗАДАЧА ДЛЯ СТИВИДОРА
На корабле за размещение груза отвечает стивидор. Прежде чем приступить к его обязанностям, мне предстояло трансформировать «корабль». Полноценные сиденья третьего ряда – это здорово, на них даже рослые мужчины могут отправиться в дальнюю поездку. Но нас-то всего четверо, зато целая гора вещей, поэтому «легким движением руки» задние кресла складываются и превращаются в ровный пол просторного грузового отсека. Я бы и вовсе оставил этот «бутеброд» дома. Увы, быстросъемные крепления не предусмотрены. Теперь долой среднюю секцию из второго ряда. Нижнюю часть можно убрать под подушку соседнего сиденья, а спинку превратить в широкий центральный подлокотник. Мне он, скорее, мешает – еле уложил посредине здоровенный чехол с лыжами. Впрочем, будь машина моей, купил бы поперечины на крышу. А так багажник оказался заполнен сумками и рюкзаками почти под крышу.
ДЕНЬ ВСЕНАРОДНОГО ПОХМЕЛЬЯ
Если враги нападут на нашу Родину утром 1 января, кто ее будет оборонять? Ведь все взрослое мужское население лежит пластом с больной головой. Но если не злоупотреблять и встать здоровым хотя бы к обеду, лучшего времени для поездки не найти – по пустым дорогам ветер гоняет только праздничный мусор. Выехали все же вечером. По свободному шоссе на тысячу рванули, как на сто. Обгонять некого, тормозить незачем, средняя скорость почти равна крейсерской: сколько держишь на спидометре, столько и наматываешь за час. Маршрутный компьютер показывает удивительные цифры – средний расход 5,8 л/100 км! Заправка внесла коррективы: в показаниях компьютера оптимизма литра на полтора. Но даже 7,4 л (за всю поездку) – отличный результат для высокого и полностью загруженного вагона!
За рулем вполне комфортно, регулировок хватает. Посадка скорее легковая, чем автобусная. Руль с управлением аудиосистемой и вовсе почти спортивный – острый, плотный, ухватистый. Рычаг коробки передач – под рукой, на выступе центральной консоли. Великое дело – ксеноновые фары: ночью едешь, как днем. Вот только «незамерзайка» уходит, как в прорву. Ведь при каждом пятом нажатии рычажка стеклоочистителя срабатывают и омыватели фар.
ДЕНЬ СУРКОВ
Завтракали в Волхове. Как и вся страна – остатками праздничных салатов. На спинках передних сидений откидываются симпатичные столики, а просторный салон позволяет и повернуться, и ложкой замахнуться как следует.
Ближе к Карелии увидели первый снег. Пошли дороги, похожие на застывшие волны асфальта – машина прыгает вверх-вниз, того и гляди, приложится днищем. Просвет и так невелик, а тут еще полная загрузка да низко висящий аэродинамический «обвес». Неожиданно «Мазда» оказалась очень чувствительной к колеям – при разгоне руль так и норовит вырваться из рук. Двухлитровый мотор в 145 «лошадей» – выше всяких похвал! Мощный, тяговитый, экономичный и очень тихий. К тому же у автомобиля великолепная шумоизоляция – слышно лишь сопение сзади.
Это у моих девушек сбился биологический ритм – опять спят, как сурки, обмотавшись куртками и шарфами. Похоже, мерзнут. Пытаюсь настроить климат-контроль – не тут-то было. Вперед может дуть как угодно, а вот назад вообще нет воздуховодов. Обидно!
На очередной бензоколонке стою с заправочным пистолетом у правого заднего крыла и вижу, как сдвижная задняя дверь, щелкнув, выпрыгивает из проема и начинает скользить назад. Экипажу захотелось на волю. В доли секунды представляю, что будет дальше: дверь врежет по пистолету, помнется и она, и лючок, достанется крылу. Но… дверь на полпути останавливается, наткнувшись на невидимое препятствие – сработал специальный предохранитель, как раз для такого случая!
Почти через сутки пути оказываемся в приграничной Костомукше. Цены в гостиницах скопированы с финских, но в наших условиях выглядят дико: 700–900 рублей за койку с удобствами в коридоре!
УМНЫЙ В ГОРУ ПОЕДЕТ!
Утром, залив бак дешевым отечественным бензином и потеряв полтора часа в очереди на таможню (соотечественники собрались на послепраздничные распродажи в Финляндию), оказываемся за границей. Наклейку RUS, которую безуспешно пытался отыскать по дороге, купил на финской таможне за 2 евро. Четыре сотни спокойных километров до горнолыжного курорта Пюхя едва ополовинили содержимое бензобака. Неподалеку от Суомуссалми завернули в музей Зимней войны 1939–1940 гг. Рядом монумент, как дань памяти погибшим финским и советским солдатам. Ни слова обвинений, ни тени вражды, лишь скорбь и уважение.
В ранних заполярных сумерках вдруг увидел на дороге искорку – вовремя включенный дальний свет выхватил белый силуэт красавца оленя со световозвращающим ошейником. Вмиг вспотели ладони, хрустя «абээсом», едва успел остановиться на укатанном снегу. Хотя у этой «Мазды» полный набор электронных систем безопасности и полдюжины подушек, осторожность терять не следует!
В конце пути приз – уютный домик в волшебном зимнем лесу. Три комнаты, полностью оборудованная кухня, камин, телевизор, музыкальный центр и даже сауна. Все это за полсотни евро в высокий сезон и сорок в низкий. Вдвое дешевле, чем комната без удобств в Костомукше!
Зимняя сказка длилась неделю. Ежедневные 2 км до горнолыжных подъемников и обратно показали: наш вагон очень быстро протапливается. Теплый воздух рисует на лобовом стекле симпатичную рожицу, ушастую и щекастую. Электроподогрев передних сидений оказался даже слишком мощным и, к сожалению, нерегулируемым – через пару минут кажется, что сидишь на сковородке.
Очень к месту пришлось устройство бесключевого доступа: бредешь к машине в тяжеленных ботинках, неуклюжих перчатках, укатавшийся до полусмерти, да еще с ворохом лыж на плечах – и нет нужды шарить по карманам комбинезона, двери отопрутся самостоятельно, восприняв радиосигнал смарт-карты. Двигатель пускается рукояткой – ключ продолжает отдыхать. Через несколько минут мы уже «дома», где таймер заблаговременно скомандовал раскочегарить сауну. ХХI век!
Между спусками с гор съездили в музей снегоходов в Кемиярви, отвезли Санта-Клаусу новогодний номер «За рулем» с его фотографиями, прошвырнулись по магазинам в Рованиеми, объелись мороженым и прочими вкусностями в уютном пицца-буфете: 7,99 евро с носа – и ешь от пуза!
КОНТРАСТЫ, КОНТРАСТЫ...
В Финляндии машину можно не запирать, здесь практически нет преступности и самый низкий в мире уровень коррупции. Финны называют свою экономику наиболее эффективной в Европе. Я, кажется, понял, в чем секрет, посчитав количество персонала на границе – один служащий в Финляндии против семи (!) в России.
После ухоженных дорожек заполярной Лапландии трасса Москва–Питер поначалу шокирует: по некоторым участкам машины ползут со скоростью 5–10 км/ч! Между выбоинами петляешь, как по минному полю, глядя, как на обочине невезучие меняют искореженные колеса. И это дорога между двумя столицами! Мой итог – два списанных колеса, хотя низкопрофильные летние покрышки 205/50R17 предварительно заменил на более высокие зимние 205/55R16. Но и они не сдюжили. Пришлось потихоньку ковылять с грыжами, ведь ставить на такой дороге «докатку» – просто самоубийство.
И все же от поездки осталось, разумеется, больше хороших впечатлений. Финляндию по сей день вспоминаем как сказку, которая хоть ненадолго стала былью.
На «Мазде-5», не задумываясь, поехал бы с семьей в отпуск еще раз. Но для большей уверенности подобрал бы колеса с максимально допустимой высотой профиля.
+ Мощный, эластичный мотор, хорошая динамика, быстрые, точные реакции, отличная шумоизоляция, удобное водительское место, просторный салон с множеством вариантов трансформации.
- Чувствительность к продольным колеям, небольшой дорожный просвет, отсутствие воздуховодов в задней части салона, нерегулируемый подогрев