Сразу оговорюсь, речь пойдет не о том, можно ли по VIN-коду выяснить, в каком году на автомобиле меняли корзину сцепления. Об общем состоянии машины вам могут рассказать при диагностике на сервисе. Эта процедура у официального дилера или на приличном сервисе обойдется от 600 до 4000 рублей.
К проверке автомобиля "на чистоту" я приступил, имея на руках одни только буквы и цифры VIN-кода, почерпнутые из документов к четырехлетней Toyota Camry, которую очень хотел купить. Никаких связей в госструктурах у меня не было, поэтому я опирался на телефон, Интернет и собственные ноги.
Первое, что я сделал -- попытался заранее проверить машину на угон. Официально сделать это до собственно регистрации в ГИБДД нельзя. Но есть несколько обходных способов: на крупных автомобильных рынках обязательно есть люди, которые готовы за 50--100 рублей "пробить" машину. Можно попросить проверить машину на угон у любого инспектора ДПС, имеющего доступ к базе данных (возможно, он сделает это "за спасибо").
Третий способ (оказавшийся для меня наиболее трудозатратным) доступен только пользователям Интернета, но зато он бесплатный. На сайте www.auto.ru в конференции под названием "VIN" есть человек, называющий себя Гарри, на самом деле являющийся настоящим опером из МВД, и если вы оставите в этой конференции VIN интересующей вас машины, то не позднее чем на следующий день вам придет ответ -- "чистая" машина или нет. По отзывам других "юзеров", Гарри еще никого не обманывал.
Следующий страх потенциального покупателя -- узнать через год, что купленная машина на самом деле сошла с конвейера с другим цветом, двигателем или кузовом -- например, была собрана где-нибудь в Польше из нескольких разбитых автомобилей. Я обзвонил нескольких официальных дилеров Toyota, и в большинстве случаев под тем или иным благовидным предлогом мне в помощи отказали. Но поиск увенчался успехом: некий молодой человек из "Тойота-Центра Битца", сверившись с компьютером, подтвердил, что в моем случае все сходится.
Эпизод с проверкой легальности таможенной очистки оказался самым сложным, на него я потратил целиком почти два рабочих дня. В справочной Государственного таможенного комитета меня, как потом оказалось, вежливо "послали" -- посоветовали обратиться на Автотранспортный таможенный пост (Москва, ул. Добролюбова, 3). И вот почему: пройти на территорию, где граждане отдают свой налоговый долг государству, -- то же самое, что прорваться через блок-пост на аэродром Моздок: вокруг забора толпились десятки людей с документами, но никому до них дела не было. Случайно мне удалось обратить на себя внимание пробегавшего мимо сотрудника таможенного поста. Он мне очень кратко, но популярно объяснил, что информация о правильности растаможки автомобиля предоставляется только по специальному заявлению и только владельцу машины. То есть сначала купи машину, а потом узнавай, что именно ты купил. Сотрудник милиции, следивший за порядком у забора, посоветовал мне обратиться к криминалистам районного УВД -- благо, управление находится совсем рядом. Но эксперт ответил мне категоричным отказом, сославшись на то, что интересующая меня информация относится к служебной, то есть закрытой. Круг по таможне замкнулся.
Не больше мне удалось узнать и про то, бывала ли машина в авариях. Проблема заключалась в том, что интересующая меня Toyota месяц назад была пригнана из Германии, поэтому никакой российской "сервисной истории" у нее не было. Есть и еще одно "но": дорогостоящий кузовной ремонт в нашей стране владельцы подержанных иномарок часто делают в мастерских, где работникам нет дела не только до VIN-кода, но и до того, есть ли у вас вообще документы на машину. А ГИБДД справки об участии того или иного автомобиля в аварии не дает. Во всяком случае, на официальном уровне.
Но машину я все-таки купил. По совету знакомого адвоката я взял расписку с продавца, заверенную моими свидетелями: в письменной форме тот дал обязательство, что "в случае обнаружения фактов неправильной таможенной очистки, крупного кузовного ремонта или угона" купленной мною машины бывший владелец обязуется забрать машину и вернуть уплаченную мною сумму целиком. В рублях, по актуальному курсу ММВБ.
Надеюсь, расписка мне не понадобится.
Советы:
Не рассчитывайте на помощь государственных органов при проверке "чистоты" покупаемой машины. Существуют альтернативные источники, хотя правильность информации в них не гарантирована. Подключите к проверке владельца машины -- без него вам просто не дадут ответов на некоторые вопросы.
Идеальный вариант -- приобретение машины, купленной и обслуживавшейся у официального дилера. Правда, пять лет пробега по Германии и по России -- совершенно разные вещи.