В тесте участвуют автомобили: Renault Scenic
Мировая премьера пятидверного полноприводного мини-вэна "Рено Сценик RХ4" состоялась на IV Российском международном автосалоне в августе 1999 года. Продажи начнутся в мае 2000-го. Машина оснащена бензиновым 16-клапанным двигателем рабочим объемом 2 л, механической пятиступенчатой коробкой передач, полноприводной трансмиссией. Во-второй половине нынешнего года появится модификация с дизельным двигателем 1,9 л мощностью 105 л. с.
"Рено Сценик RХ4" для нас не просто очередная новинка. На упомянутом Российском автосалоне французский автомобиль получил специальный приз журнала "За рулем", так что не надо, наверно, пояснять, почему мы с нетерпением ждали возможности опробовать "Рено" на ходу. И вот она появилась, да какая! Африка, пыльные дороги Марокко, пустыня.
"Сювреализм"
Прежде чем познакомиться с новым "Рено" в деле, решим одну головоломку: что есть "Сценик RX4" - легковой автомобиль, джип, мини-вэн или что-то еще?
Великие выдумщики американцы снова всех запутали: наравне с традиционными машинами 4х4, то бишь джипами, появились у них СЮВы, о чем мы уже писали. Напомним: сокращение SUV (от Sport Utility Vehicles) означает "спортивный автомобиль общего назначения". А если попроще и по существу - машины для любителей путешествовать, заниматься спортом, словом, активно отдыхать. Если хотите - это облагороженные джипы с комфортабельными салонами. Заокеанским водителям подобные транспортные средства пришлись по вкусу и не только из соображений практичности. Если верить статистике, больше 80% времени полноприводные СЮВы проводят в обычных разъездах по городу.
Постепенно мода перекинулась в Европу, где, правда, гигантоманией не страдают и сорить деньгами не привыкли. Местный СЮВ здесь обрел свои особенности. По меркам Старого Света этому определению соответствуют "Тойота RAV-4", "Honda HR-V" и им подобные. "Сценик RX4" выделяется из данного ряда. Это своего рода симбиоз СЮВ и компактного автомобиля с однообъемным кузовом (мини-вэна), предназначенный для любых дорог и бездорожья. Разумеется, в ограниченных пределах - заядлых джиперов, почитателей "хаммеров" и гусеничной техники, как говорят в таких случаях, просят не беспокоиться. А вот любителям мини-вэнов, универсалов и туристических 4х4 (SUV) стоит приглядеться к новинке: полноприводный "Сценик" может заинтересовать автомобилистов с самыми разнообразными вкусами и пристрастиями. Во всяком случае, маркетологи "Рено" в этом уверены.
Сила и нежность
Хоть RX4 и не скрывает родства с другими моделями мини-вэна "Сценик", одного взгляда достаточно, чтобы понять - перед вами отнюдь не асфальтовый неженка. Борта машины по пояс укрыты пластиковыми панелями - они защищают пороги и двери от ударов камней. Эти навесные элементы стыкуются с мощными бамперами, верхние края которых доходят до уровня дверных ручек. Картер двигателя тоже защищен от контактов с дорогой. Но и это еще не все. Дорожный просвет автомобиля увеличен до 210 мм, а полноразмерное запасное колесо вынесено наружу - оно покоится в пластиковом кожухе на задней двери. Кстати, сама дверь, в отличие от переднеприводных моделей "Рено Сценик", открывается не вверх, а вбок. Шины - "Мишлен ХРС" размерностью 215/65 R16 с протектором, приспособленным как для трасс, так и для проселочных дорог.
В то же время у "Сценика RX4" немало атрибутов собственно легкового автомобиля - большие и на вид легкоуязвимые блок-фары, элегантный салон-трансформер с кожаными сиденьями, вместительный багажник. Разумеется, магнитола, кондиционер, борткомпьютер, мини-холодильник для напитков, а еще сервоприводы всего и вся, множество ящичков и полочек для мелочевки в самых неожиданных местах салона. И все это по-французски элегантно, пользоваться этим удобно и приятно.
А вот мотор "Сценика RX4" поначалу вызывает противоречивые чувства. С одной стороны - разветвленная полноприводная трансмиссия с вискомуфтой, подрамники, усиленная подвеска. С другой - резкий 16-клапанник с ярко выраженными "верхами". Пик крутящего момента у него приходится на 3800 об/мин. Такие черты, скорее, удел короля асфальта, нежели покорителя бездорожья, которому больше подходят тяговитость и эластичность. Так что, универсальный автомобиль обречен проигрывать узким специалистам?
И швец и жнец...
Как выяснилось - практически нет. Французам, кажется, удалось найти нужный компромисс. На шоссе "Сценик RX4" - чистокровный легковой автомобиль. Быстрый, динамичный, легкий в управлении. Замедленных реакций, кренов, раскачки, да и просто ощущения тяжести, присущих вседорожникам, не обнаруживаешь. В поведении машины, можно сказать, доминируют переднеприводные черты. Что неудивительно - вискомуфта передает крутящий момент на задние колеса только тогда, когда передние начинают проскальзывать, а на сухом асфальте такое происходит довольно редко.
Но вот съезжаем на грунтовые дорожки, усыпанные вязким песком. Да, "Рено Сценик RX4" все-таки не джип. Порой тяги двигателя явно не хватает, но приноровиться к штурму препятствий, причем достаточно сложных, все же можно. Тактика действий - "нивовская". Вместо нудной "пилки" на малом ходу львиную долю коварных участков проходим с разгона, стараясь поддерживать высокие обороты мотора. Принцип "больше газу - меньше ям" применим все же не всегда. Порой случается ползти по бездорожью (по песку, например) на малой скорости. Высокооборотный мотор при этом приходится постоянно "подкручивать", чтобы не заглох. Колеса, конечно, "роют землю". Обычный переднеприводный автомобиль тут же закопался бы. А вот у "Рено" едва передние колеса срываются в букс - подхватывают задние. Этого достаточно. Эффектный шприц пыли из-под всех четырех покрышек - и мини-вэн буквально "выплывает" на дорогу.
Подобными приемчиками, правда, лучше не злоупотреблять - издеваться над машиной стоит только при крайней необходимости. Ведь по сути своей "Рено Сценик RX4" хоть и зверь, но ласковый и нежный.
Универсальный со всех точек зрения автомобиль сконструировать, вероятно, невозможно. Но стремиться к идеалу не запретишь. Французам удалось создать весьма разноплановую и самобытную машину. Она может многое. Стать единственной в семье - пожалуйста. Дополнить уже имеющийся автопарк - нет проблем. Перевозить пассажиров и груз по самым разнообразным дорогам - сколько хочешь: просторный однообъемный кузов допускает перепланировку салона и багажника. Единственное, чего не стоит ждать от "Рено Сценик RX4", так это демпинговой цены. За хорошую технику, увы, приходится хорошо платить.
Renault Scenic RX4
Общие данные: число мест - 5; снаряженная масса - 1465 кг; полная масса - 1990 кг; запас топлива - 60 л; топливо - АИ-95 неэтилированный. Размеры, мм: длина - 4444; ширина - 1785; высота - 1730; база - 2624; колея спереди/сзади - 1505/1480; дорожный просвет - 210; объем багажника - 570/1800 смз; радиус поворота - 5,7 м. Двигатель: четырехцилиндровый, рядный, с распределенным впрыском, расположен спереди поперечно, четыре клапана на цилиндр, механизм газораспределения с изменяемыми фазами; рабочий объем - 1998 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 82,7х83 мм; степень сжатия - 9,8; мощность - 101,5 кВт/140 л.с. при 5500 об/мин; максимальный крутящий момент - 188 Н.м при 3750 об/мин. Трансмиссия: коробка передач - механическая пятиступенчатая, полный привод, задние колеса подключаются с помощью вискомуфты. Подвеска: спереди - независимая типа "Мак-Ферсон", сзади - независимая с треугольными рычагами; стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади диаметром 24 и 17 мм. Тормоза: с усилителем и АБС, спереди - дисковые вентилируемые (диаметр диска 280 мм), сзади - дисковые (диаметр диска 265 мм). Размер шин: 215/65R16.