В тесте участвуют автомобили: Ford Focus C-Max, Renault Scenic
Посмотреть другие фото (8) |
Чтобы понять, на что способен новичок, сравнивать его нужно только с лучшими. Вот почему в спарринг-партнеры французскому дебютанту мы выбрали лидера отечественного рынка однообъемников. И оба доказали, что автомобиль семейный вовсе не означает скучный.
Современная классика и старый добрый авангард
Внешне эти машины уж точно никто не спутает. Другое дело, что оценивать экстерьер – занятие зряшное.
Одному по душе авангардизм «Сценика», другому – классическое «ничего лишнего» «Си-Макса». Поэтому отдадим должное внешности обоих и сразу заглянем внутрь.
Музей современного искусства и экспозиция на тему «Да здравствует консерватизм» – вот краткое описание салонов «Сценика» и «Си-Макса». Снимаю шляпу, стилистическая связь интерьера и экстерьера у обоих выдержана виртуозно. «Рено», линии которого лично мне напоминают работы позднего Пикассо, столь же вызывающе раскован и в салоне. Сразу видно: здесь творили, выдумывали, пробовали. Чего стоит только гигантское, в добрую половину торпедо, информационное табло. Назвать это просто приборной панелью язык не поворачивается. Эффектно. Хотя, по правде сказать, с читаемостью есть определенные проблемы.
«Форд», наоборот, сама сдержанность. Строгие, не тронутые кистью эксцентричного маэстро очертания кузова органично перетекают в салон не вызывающим диссонанса со внешностью черным пластиком торпедо и массивной центральной консолью. Здесь все подчинено функциональности и никакого дизайна ради дизайна.
Подход к оформлению диаметрально противоположный, но высокий класс исполнения одинаково хорош. Подгонка панелей, качество материалов, четкость работы кнопочек и переключателей – вне критики. А еще у обоих великолепная командирская посадка, по большей части не вызывающие вопросов органы управления и, конечно, изумительная легкость посадки и высадки. Эта маленькая радость ревматика – с недавних пор первый довод продавца в пользу компактвэна.
Какой из них предпочесть? По зрелому размышлению – оба хороши. И отличаются друг от друга лишь нюансами, которые каждый волен оценивать по-своему. В «Сценике» лучше обзор вперед – спасибо тщательно продуманной форме форточек и передних стоек крыши. «Форд» отвечает великолепно читаемой, хотя и слишком уж консервативной на вид приборной панелью. «Француз» покоряет невероятным количеством ящичков, кармашков, полостей для всякой всячины. Перчаточный ящик – и тот по объему напоминает саквояж сантехника. А «Си-Макс» греет душу русифицированным меню бортового компьютера. Теперь не надо лезть в словарь, чтобы понять, что же за абракадабра такая – fuel level low. Браво, «Форд»! Всем остальным равнение на «Голубой овал» – пусть машины для России изучают родную речь.
Пока дети не выросли
В ответ на вопрос, зачем вообще нужны 5-местные компактвэны, апологеты однообъемников уверенно заявляют, мол, места для пятерых в таких автомобилях куда больше, нежели в обычных хэтчах. Да, но кто эти пятеро? Скажем, пятерым взрослым мужикам в «Си-Максе» только по-волчьи выть. Места для ног на галерке в избытке, а вот по ширине – маловато будет. Еще обиднее, что граждане от 185 см откровенно полируют прической угол крыши и обивки боковых стоек.
Зато для семейных разъездов, когда задний ряд оккупирован женой и детьми, салон «Си-Макса» вполне подходящий. К тому же, сложив среднее кресло, два боковых можно сдвинуть ближе к центру салона и назад, и тогда задние пассажиры сразу превратятся в VIP-гостей.
У «Сценика», кстати, запас воздуха над макушками пассажиров также невелик, зато здесь более широкий «диван», составленный из трех индивидуальных кресел. Опять же в пользу «француза» и возможность заказать 7-местную модификацию «Гранд Сценик». Пусть только в следующем году – «Си-Макс», как ни крути, так и останется 5-местным, вернее, если быть честным до конца – 4-местным.
В полшаге от идеала
В чем действительно компактвэны наголову превосходят обычные хэтчбеки «гольф»-класса, так это в количестве перевозимой поклажи. Объемы багажников, которыми оперируют «Си-Макс» и «Сценик», их легковым родственникам и не снились – 460 и 430 литров соответственно. И это – минимум! Если же разобрать баррикаду задних кресел (к слову, на французском автомобиле процесс демонтажа нам показался более легким), то в нашем распоряжении и вовсе роскошные цифры. «Сценик» берет на борт до 1840 литров, «Си-Макс» – 1620 л.
Преимущество «Рено» становится еще убедительней, когда вспоминаешь о рекордном количестве скрытых и явных багажных полостей в салоне. «Форд» таким разнообразием не блещет, да к тому же предлагает в качестве запасного колеса лишь «докатку».
Компоновщики салона «Сценика» на такие компромиссы «пойтить не смогли» – под полом багажника своего часа ждут полноразмерное колесо, домкрат и комплект инструментов. Вот только поставить «отлично» не позволяет рекорд грузоподъемности «Турана» – 695/1990 литров.
Успеть везде
Редкий чудак купит компактвэн для того, чтобы в одиночестве колесить по городу. Поездки предполагаются семейные, то бишь, как минимум, со средней загрузкой. Именно поэтому вполне достаточный для «гольф»-класса 1,6-литровый двигатель однообъемнику будет маловат. Нужна артиллерия более крупного калибра. Например, 120-сильный «фордовский» 1,8 л, а лучше – гулять так гулять! – 2-литровый мотор. С такой мощью 136-сильный «Сценик» и «Си-Макс», под капотом которого 145 «лошадей», превращаются в грозную дорожную силу. Особенно с механической коробкой передач. Уверенность при обгонах гарантирована не только в городской черте, но и на шоссе, где левый ряд трассы можно закрепить за собой по праву сильного (читай: быстрого).
Особенно хорош «Си-Макс». Четкие и довольно короткие ходы рычага коробки, приятный подхват от 2500 об/мин и уверенная тяга в нижнем диапазоне оборотов. Но вот беда: 2-литровый «Форд» невозможно получить с АКП. Для этого придется покупать пока еще непривычный для России 1,6-литровый турбодизель с системой впрыска «коммон-рейл». Несуразица какая!
Впрочем, может, оно и к лучшему? Ведь «Сценик» с «автоматом» сразу теряет едва ли не весь свой темперамент. Четырехступенчатый «Проактив» живет с мотором, как кошка с собакой. Топишь газ в пол, а коробка секунды две выясняет отношения с двигателем и лишь затем подтыкает пониженную. Наоборот, при размеренной езде давно пора переключиться наверх, но «автомат» возражает и везет на третьей, будто нарочно заставляя мотор работать на повышенных оборотах. С этим надо либо смириться, либо воспользоваться режимом ручного переключения.
Дождались!
Высокий центр тяжести, мягкая комфортабельная подвеска, автобусная посадка водителя, не способствующая активной рулежке, – да как с такими вводными сделать вкусный по управляемости автомобиль? Ответ до сих пор был отрицательным. Но тут пришел «Си-Макс», и среди однообъемников появился знатный рулила. Благодаря замечательному по части драйверских талантов шасси, «Форд» удивительно послушен и даже азартен.
Просто великолепен руль, четко и безотлагательно рассказывающий вам о том, куда направлены колеса в повороте. Он легок на парковке, но тяжелеет с ростом скорости в затяжном повороте, не давая шансов на ошибку. На шоссе «баранка» малочувствительна в околонулевой зоне и в то же время мгновенно приказывает машине принять вправо или влево, в зависимости от того, чего хочет водитель. «Си-Макс» выполняет команды с готовностью кадрового офицера: быстро, четко, не задумываясь. Прибавьте к этому образцово-показательное держание скоростной прямой и не слишком заметные крены, и «Си-Макс» заслуженно получает свою пятерку за управляемость.
Другой вопрос, нужна ли компактвэну такая сноровка? Нет греха в том, чтобы, отвезя детишек и тещу на дачу, прохватить с ветерком на обратном пути. К тому же хорошая управляемость – главный залог активной безопасности автомобиля.
«Сценик» особых вольностей с собой не разрешает. Видно, что если для «Си-Макса» повороты – удовольствие, то для «француза» – рутина. Все потому, что от «Мегана» этому однообъемнику досталось рулевое управление – и это не слишком здорово. В отсутствие четко построенной цепочки «колеса–руль–руки» желание шустрить в потоке испаряется, как вода из кипящего чайника. Обидно, ведь за траекторию на вираже «Сценик» держится старательно, хотя и гораздо раньше, чем «Си-Макс», начинает крениться и распрямлять дугу. Да и крейсерская, то бишь комфортная для водителя, скорость – это не 170, как в случае с «Фордом», а в районе полутора сотен. Что для компактвэна хороший результат. Но не более того.
На страже мира
Мягкая поступь и хорошая шумоизоляция для семейного автомобиля по определению – задачи основополагающие. Не извольте сомневаться, «Сценик» и «Си-Макс» не нарушат хрупкой семейной гармонии. На редкость мягкие подвески, проглатывающие большинство изъянов, порадовали высоким уровнем комфорта. «Си-Макс» при этом отличается и хорошей энергоемкостью – кузов не раскачивается и не клюет носом на торможении. «Сценик» чуть более расхлябан – в дальней дороге может и укачать.
Более эффективной показалась и шумоизоляция «Форда». Если в городских режимах оба автомобиля отличаются не по классу низким шумовым фоном, то на оборотах, близких к максимальным, мотор «Рено» поет куда громче и при этом откровенно фальшивит – слушать эту песню не хочется совсем.
Тщательнее надо бы...
У «Рено» тотальный подход к безопасности. Другими словами, покупатель самого простого «Сценика» будет истекать потом в отсутствие кондиционера и применять грубую физическую силу, открывая окна с помощью антикварной рукоятки, но при этом уповать на защиту сразу шести подушек безопасности. Ведь они есть уже в стандарте! Безусловно, по-французски трогательная забота заслуживает уважения. Помимо прочего в базе у «Сценика» еще и ABS с системой распределения тормозных сил, и пять подголовников, и фиксаторы изофикс для детских креслиц, и, конечно, – куда же без них, противных! – датчики-напоминатели о непристегнутых ремнях безопасности. В краш-тестах «ЕвроNCAP» у «Сценика» не просто пять звезд, а одна из лучших оценок среди всех когда-либо разбивавшихся автомобилей. А значит, сомнений в макси-оценке за безопасность нет и не будет.
«Си-Макс» только хорошист. Что, впрочем, в столь солидной компании отнюдь не стыдно. У «Форда» по части «пассивки» и труба пониже, и дым пожиже. Для начала в тестах «ЕвроNCAP» «Си-Макс» разбился всего лишь на четыре звезды – подняться выше не позволил повышенный риск получения травмы коленей при лобовом тесте. Да и стартовая комплектация компактвэна отнюдь не перегружена средствами защиты. Здесь современный прожиточный минимум – два фронтальных и два боковых эйр-бэга плюс ABS. А вот шесть подушек в «Си-Максе» не получить ни за какое золото мира.
Не верь глазам своим
Общая ценовая политика, а проще говоря, то обстоятельство, что продают оба автомобиля в евро, вот что, по идее, мешает должной популярности «Сценика» и «Си-Макса» в России. Умножьте 16 600 и 15 900 евро – соответственно, базовые цены «Сценика» и «Си-Макса» с моторами 1,6 л – на коэффициент 1,3. Сразу вылетаете за 20 тысяч «зеленых».
Заплатить столько за автомобиль могут не все, а ездить на таком точно никто не захочет – без кондиционера-то и музыки. Для «Форда» есть смысл заказать пакет «Комфорт» (кондиционер, магнитола, пульт ДУ центрального замка, «противотуманки») за 700 евро. «Рено» нужно, как минимум, добить «кондеем» (550 евро) и СD-магнитолой (300 евро). В любом случае сумма приближается к $22 000. И это для базовых комплектаций «Отентик» и «Амбиенте»!
Цены топ-версии и вовсе по ту сторону добра и зла. 145-сильный «Си-Макс» в исполнении «Тренд» обойдется в 19 310 евро. Наиболее мощный «Сценик» – 2-литровый «Привележ» – это, как минимум, 22 500 евро. Плюс тысяча за «автомат». Дорого. За 30 тысяч «зеленых» можно присматривать седан бизнес-класса.
Но почему же тогда «Си-Макс» – лидер отечественного рынка компактвэнов? Да и новый «Сценик» с самого начала продаж взял очень неплохой темп. Просто продавцы знают о высоких ценах и наперебой предлагают покупателям весьма щедрые скидки. В ноябре на покупке «Сценика» можно было сэкономить 1200 евро. Опоздали? Ничего страшного. Уверяю, скоро «Рено» запустит на рынок новое «ограниченное» предложение.
В гонке за покупателем не отстает и «Форд». Помимо самых выгодных ставок по кредитованию, на покупку «Си-Макса» действуют как денежные скидки, так и бесплатные пакеты дополнительного оборудования. Выбирай, что душе угодно. В таком случае, держа в уме равноценные условия заводской гарантии – 2 года или 100 тысяч километров, «Сценик» и «Си-Макс» заслужили за бюджет по четверке. Пусть и слегка подтянутой за уши.
Мы решили: Восьмираундовый поединок, проходивший с легким преимуществом то одного, то другого однообъемника, так и не выявил победителя. Рефери в итоге поднял руки обоим – (средняя оценка 4,4). С такими баллами оба вполне годятся на роль лидеров класса. «Сценик» больше преуспел на ниве семейных ценностей – более просторный салон с невероятным количеством подпольных ячеек и вместительный багажник. Здесь запросто поместятся игрушки, коляски, кроватки и прочий скарб семейной пары и ее отпрысков. Для них «Сценик» станет не просто автомобилем, а настоящим домом на колесах. Точнее, домиком – уютным, родным и наверняка любимым. Вообще, есть ли у «Сценика» качества, которые можно улучшить? Есть. В первую очередь, динамика и управляемость. Это те самые слагаемые удовольствия от вождения, которое в полной мере может подарить «Си-Макс». Да, салон «Форда» по большому счету лишь 4-местный, багажник не рекордный, но стоит за рулем этого компактвэна облизать пару-тройку поворотов, и ты уже почти влюблен. Не в последнюю очередь именно поэтому самый легковой среди всех компактвэнов, «Си-Макс» лидер продаж не только в России, но и в Европе.