...Ржавый остов легковушки повис над землей, плавно покачиваясь в «лапе» огромного манипулятора. Оператор, передвигая рычаги, поместил то, что некогда было «Жигулями», между двух стальных плит пресса, установленного на шасси ГАЗ. Натужный скрип гидравлики, треск и скрежет сминаемого металла — и через пару минут все тот же манипулятор поднял в воздух «лепешку» 30-сантиметровой толщины.
Именно в таком виде в скором времени будут поступать брошенные автомобили на шредерный завод «Втормет», что в подмосковной Некрасовке. Уже в этом году при непосредственном участии городского правительства на базе все того же «Втормета» будет создано предприятие, которое займется подготовкой автомобилей к утилизации. Как только на площадке-отстойнике наберется необходимое количество кузовов, туда отправятся подпрессовщик и большегруз. Уже подразобранные автомобили (без колес, стекол, силовых агрегатов и т.п.) будут спрессованы до компактных размеров. Таких «лепешек» в один контейнер самосвала можно поместить около 20. При этом заметно снижается стоимость перевозки и повышается отдача от работы площадки.
Сегодня доставка кузовов в Некрасовку целиком и полностью лежит на владельцах специализированных площадок-отстойников, куда «брошенные и разукомплектованные» свозятся со всех префектур. Сейчас таких площадок — восемь, и работают они далеко не с полной отдачей. За весь прошлый год в Москве утилизировано всего 23,5 тысяч старых авто, в то время как, по мнению экспертов-экологов, реальная цифра выше раз в пять-шесть. Основная проблема — вечная нехватка средств. В бюджете города и префектур борьба с автоутилем проходит по статье «Внешнее благоустройство»: если что-то останется после вывоза осенне-зимнего мусора, разбивки клумб, ремонта дворов, это и будет потрачено на вывоз старых автомобилей. За один раз можно отправить в утиль три-пять машин: больше в специальный контейнер просто не поместится. Отсюда — низкая рентабельность. Но уже в следующем году ситуация может кардинально измениться.
Как сообщает Департамент транспорта и связи правительства Москвы, разработаны и переданы на утверждение мэру столицы проекты двух постановлений. Первое — о размещении транспортных средств на территории города. Этот документ позволит бороться балансодержателям территорий (РЭПам, ДЕЗам, управам) с автолюбителями, ставящими машины вне мест, специально отведенных для парковки. Второе касается внесений изменений в городской закон «О транспортном налоге», и оно уже вплотную касается владельцев старых автомобилей.
Как известно, ставка налога рассчитывается в зависимости от мощности двигателя, причем тарифы и «мощностной ценз» устанавливаются субъектами федерации. К примеру, в Москве хозяева маломощных машин (до 70 л.с.) платить вообще не должны. Авторы же законопроекта предлагают расширить налоговую базу, опустив эту планку до 60 л.с. Объяснение простое: в настоящий момент в число льготников попадают не только владельцы микролитражек вроде «Оки» или ее зарубежных аналогов, но и хозяева автомобилей с двигателями мощностью 63-65 л.с.: ВАЗ-2101, ВАЗ-2103, ВАЗ-21011, ВАЗ-21061, ВАЗ-21081 и некоторых других. Когда закон принимался, преследовалась благая цель: защитить тех, чей автомобильчик мал по размерам, имеет небольшой объем двигателя, потребляет небольшое количество бензина и, соответственно, мало загрязняет окружающую среду. На деле же получается, что от уплаты налога освобождены владельцы наиболее технически устаревших автомобилей, давно снятых с производства.
Московское правительство должно утвердить оба проекта до конца апреля, после чего распоряжения мэра будет рассматривать Мосгордума. Процесс этот долгий и займет не менее года. Если депутаты документ одобрят, а особо сомневаться в этом не приходится, постановления обретут статус городского закона и вступят в силу в 2004 году. Именно за счет дополнительных поступлений от уплаты транспортного налога, по мнению разработчиков документа, и должна будет финансироваться городская программа утилизации брошенного и разукомплектованного транспорта.
Ну а само правительство Москвы планирует выйти со своими законопроектами на федеральный уровень, дабы заручиться поддержкой Государственной Думы. Иначе может получиться так же, как и с прочими столичными начинаниями: эвакуаторами, блокираторами и т.п.
Дмитрий Семенов
Эту статью и еще массу других интересных материалов вы можете прочитать в газете «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ИЗВЕСТИЯ» (www.autoizvestia.ru)