Вадим С. сразу попросил, чтобы мы изменили его имя. Он на самом деле и не Вадим, и не С. Просто он на свою голову придумал очень дешевый прибор, которым можно моментально определить качество бензина.
Для начала он решил испытать его на заправках родного Калининграда.
загрузка...
Итог был ошеломляющий: 10 из 15 проб показали обман — где не то октановое число, где посторонние добавки. Когда результаты анализов были опубликованы в местной газете, Вадиму позвонил начальник службы безопасности одной солидной нефтяной компании и посоветовал впредь ничего не печатать, а консультироваться со специалистами, например, с ним. Тема, дескать, сложная, ошибиться легко, а он, Вадим, наверное, даже не представляет, как дорого обходятся иные ошибки!
НЕУДАВШИЙСЯ ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ. Но Вадим советам не внял. Он вынашивал замысел запустить свой октанометр в серию и потому поделился своей идеей с руководством одного из калининградских оборонных заводов. Там посчитали: если вложить в производство $70 тысяч, то в розницу прибор можно отдавать по цене $30, а со временем, когда линия окупится, еще дешевле. Миллионы автомобилистов по всей России купят незаменимую в хозяйстве вещь. Можно договориться с автомобильным заводом, продолжал мечтать наивный Вадим, и ставить октанометр в бак. Представляете: вы заливаете топливо, октанометр анализирует его состав, индикатор сообщает вам октановое число и наличие примесей, а блок управления адаптирует работу двигателя под данное конкретное топливо или дает сигнал тревоги — в баке, мол, полный отстой!
Оборонщики дали маркетинговой группе задание просчитать ожидаемый эффект. Маркетологи ответили: $30 миллионов прибыли за два года. А потом оборонщики подумали-подумали… и отказались, объяснив Вадиму в том смысле, что жизнь человеку дается один раз, а переворота на рынке нефтепродуктов им не простят. Так вот несмело объяснили, а еще военные!
Тогда изобретатель и решил назваться Вадимом и позвонил в Москву, в редакцию «Автопилота». Дело в том, что он читал наш материал под названием «Бензозаправилы», где рассказывалось о том, как эти самые бензозаправилы монопольно устанавливают бензиновые цены в Москве, а потом «работают» с теми, кто пытается продавать дешевле. «Напечатали, — рассуждал Вадим, — и ничего, живы. Наверное, знают какой-нибудь секрет». Мы не стали рассказывать Вадиму, что было после публикации. Какие звонки раздавались в редакции и какие неприятные прогнозы насчет своей дальнейшей судьбы нам пришлось выслушать. Мы решили испытать прибор Вадима на московском топливе.
ОПЕРАЦИЯ «ЗЕЛЕНАЯ КАНИСТРА». Девять сотрудников редакции журнала получили девять емкостей и задание произвести «контрольный забор» на девяти московских заправках. Образцы были отлиты в пронумерованные бутылки и отправились из Москвы в Калининград. Не будем уточнять как — возить в поезде огнеопасные вещи запрещено, но иногда очень надо. Пройдя незамеченным два пограничных контроля, московский бензин оказался в Калининграде.
Заправки мы выбрали разные: крупные и известные, средние, мелкие. Причем предварительно проверять бензин в государственной лаборатории не стали специально, чтобы избежать предвзятости. В девяти емкостях был 95-й с АЗС, в десятой — эталонный образец, который нам предоставила Московская транспортная инспекция. По нему Вадим провел калибровку октанометра. Сам анализ происходит очень просто: погружаем два электрода в баночку, стрелка, отклоняясь, показывает результат. И результат этот оказался просто обескураживающим: почти в половине проб октановое число не соответствовало заявленному.
Вот вам и благополучная Москва! Покупаешь 95-й, а он 93-й или вообще 99-й, но непонятно, каким образом это число набравший.
После этого мы даже, честно говоря, надеялись, что прибор окажется липовым и официальное лабораторное исследование разоблачит инженера-самоучку. Ну не может же быть, чтобы половина бензина — и не того сорта!
НАЗВАНИЕ И АДРЕС АВТОЗАПРАВОЧНОЙ КОМПАНИИ
ЗАЯВЛЕННОЕ ОКТАНОВОЕ ЧИСЛО
ЛАБОРАТОРНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРА
1. «Д И Д», ЛЕНИНГРАДСКОЕ Ш. (ЗА МКАД), 34-Й КМ
95,8
95.1
95.8
2. МНС, КРАСНОКАЗАРМЕННАЯ НАБ., 17
96,5
96.1
96.5
3. «НЕФТО-АДЖИП», ЛЕНИНГРАДСКОЕ Ш., 63
99,6
98.5
99.6
4. ООО «КАНДА», БОЛОТНАЯ НАБ., ВЛАД. 14
92,0
93.6
92.0
5. «АЛЕКС», УКРАИНСКИЙ Б-Р, ВЛАД. 12
93,5
94.1
93.5
6. «ЕВРОТЕКС-СЕРВИС», УЛ. МАРШ. БИРЮЗОВА, 1, СТР. 1
92,5
93.8
92.5
7. «КЕДР-М», УЛ. ТИМИРЯЗЕВСКАЯ, 38А
96,3
95.0
96.3
8. «СБС-XXI», УЛ. КРАСНОБОГАТЫРСКАЯ, 77
92,5
93.5
92.5
9. BP, УЛ. ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ, 62
96,2
95.5
96.2
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Проверить бензин в лаборатории может каждый. Надо отлить 700 мл подозрительного топлива в стеклянную или темную пластиковую посуду, отнести экспертам и заплатить 350 рублей. Результаты анализа, если лаборатория не очень загружена, будут готовы в тот же день. Естественно, что проверка, занимающая день и равная по цене 45 литрам 95-го бензина, оправданна в том случае, если топливо закупаете сразу на год вперед. А теперь сравните показания прибора Вадима и результаты тестов, проведенных ООО «Лаборатория «ОНКо-ВНИИ НП». Итак, прибор подтвердил свою жизнеспособность. Среднее отклонение его показаний от лабораторных цифр — одна единица. И это очень хороший результат. Отклонение в 0,5 единицы дает стационарная установка стоимостью $250 тыс. Недаром сотрудники Московской транспортной инспекции, узнав о результатах измерений, мечтательно завздыхали.
В России выпускаются портативные приборы для экспресс-анализа. Скажем, октанометр СВП 1.00.000 томской фирмы «Радиус» сразу выдает результат, но его цена — $1,5 тыс. — отпугнет самого любопытного автолюбителя. Но не в этом главная проблема томского октанометра. Его можно обмануть. Так, во всяком случае, утверждает Вадим.
Дело в следующем. «Радиус» определяет качество топлива по его диэлектрической проницаемости: она напрямую зависит от октанового числа. Однако диэлектрическую проницаемость очень легко повысить. Например, с помощью ацетона. Полтора литра растворителя превращают тонну Аи-92 в тонну Аи-95. При всех этих махинациях экспресс-октанометр не обнаружит подвоха: его интересует только диэлектрическая проницаемость, а она с появлением добавок растет.
Определить наличие присадок было бы вполне возможно, считает Вадим, догадайся томичи измерять проводимость бензина. Но они не додумались, потому что бензин, согласно теории, ток не проводит. Но это правильный бензин. А бензин с добавками электричество проводит! Стало быть, располагая двумя показателями (диэлектрической проницаемостью и проводимостью), можно не только узнать октановое число бензина, но и то, каким образом достигнут результат — честным или нет. У хорошего бензина и октановое число в норме, и проводимость нулевая.
СЛАВА ВМЕСТО ДЕНЕГ. Надо ли говорить, насколько нужен прибор, изобретенный калининградцем? Когда продажа низкосортного, грязного бензина стала общепринятым способом работы АЗС, а государственный контроль за ними абсолютно формален, простой и дешевый октанометр необходим буквально каждому автомобилисту. Изобретение Вадима нуждается в поддержке, тем более что есть пути его совершенствования. Если использовать для калибровки не один эталон, как в нашем эксперименте, а два или три, оснастить прибор микропроцессором, точность показаний, утверждает Вадим, существенно возрастет.
Видя озабоченность и робость в глазах окружающих, Вадим афишировать себя не спешит. И октанометр патентовать не торопится. Но уже по другой причине. Для получения патента схему прибора нужно публиковать, а она так проста, что за производство немедленно возьмутся «пираты».
Не торопится он и продавать свое изобретение. Деньги, конечно, Вадим получить хочет — тем более что, по его признанию, «из-за ограниченности средств был вынужден использовать далеко не самые качественные отечественные комплектующие; вышло дешево до безобразия». Но, предупреждает Вадим всех потенциальных покупателей изобретения, он предлагает только принципиальное техническое решение, а до запуска его в серию нужно как минимум полгода кропотливой работы и инвестиции — порядка $50–70 тысяч. «Приборостроение — золотая жила с рентабельностью до 1000 процентов. Но ни у кого нет желания вкладывать деньги во что-нибудь, кроме торговли или примитивного производства», — считает Вадим.
К такому же выводу пришли и сотрудники химфака МГУ. По тому расчету, что перед запуском прибора в серию необходимы деньги для проведения «научных исследований». Дать которые, естественно, должен инвестор.
А пока мы будем продолжать покупать на заправках топливо неизвестного качества и тратить деньги на ремонт моторов. И выгодно это всем — от работников АЗС до производителей запчастей. Всем. Только не нам с вами.
ТРЕБУЙТЕ ДОЛИВА ВМЕСТО ОТСТОЯ!
Eсть такой хрестоматийный анекдот. Продавец наливает клиенту кружку пива. «Стоп, контрольная закупка, — восклицает покупатель, оказавшийся сотрудником проверяющих органов. — Вы попались и будете оштрафованы, в кружке недостает почти ста граммов». Продавец платит штраф. На следующий день ситуация повторяется. «Ты же знал, что я проверяющий, но все равно опять недолил!» — изумляется контролер. На что продавец отвечает: «Мне проще тебе сраный штраф заплатить, чем руку сбивать». Поэтому обвес и недолив — у нас по-прежнему самые популярные формы общения продавца с покупателем.
ТЕХНИКА ОБМАНА. В России воровство бензина — преимущественно дело техники. Ну и, конечно, техники исполнения — от элементарной ловкости рук до организованного высокотехнологичного мошенничества. Взаимосвязь между первым и последним самая прямая: чем дешевле и старее топливо-раздаточный комплекс (ТРК), тем больше в процессе воровства «рук», а чем дороже и современнее этот самый ТРК, тем больше «мозгов». И хотя дело в конечном итоге все равно решают кадры, без некоторой информации о существующих марках и моделях ТРК не обойтись. В конце концов ТРК — главное оружие бензинового вора.
Все существующие сегодня ТРК можно грубо разделить на два типа: «Нары» и «неНары». В советские времена практически все АЗС в нашей стране были оснащены продукцией Серпуховского завода, а именно колонками «Нара», либо их двойниками с цифро-буквенными кличками вместо имен из г. Ливны. Главные их приметы: стрелочный указатель объема (у чуть более совершенных моделей, которые, впрочем, не нашли широкого применения, механический счетчик типа таксометра) и один-единственный заправочный пистолет. На таких «Нарах» по-прежнему сидят многие короли и королевы провинциальных АЗС стационарного типа, а также заправщики контейнерных ТРК.
К категории «неНары» относится как самая разнообразная импортная продукция фирм Satam, Schlumberger, Tokheim, Gilbarco, так и современная отечественная, в том числе и того же Серпуховского завода, которая хотя и называется по традиции «Нара», но по сути это уже совершенно другой продукт. Все они имеют электронный счетчик с указанием объема, цены за литр и общей суммы, снабжены несколькими пистолетами, рассчитанными на заправку разными видами топлива, и обладают той или иной защитой от несанкционированного вмешательства в свое нутро.
ТАК КРАДУТ ОДИНОЧКИ. Если на АЗС установлены колонки со стрелочными указателями или счетчиками типа таксометра, а заправку вашего автомобиля производит натренированная рука работника АЗС, то вы просто сами просите, чтобы вас «обвесили». Положим, вы оплатили десять литров. Даже ничего не подкручивая, ушлый заправщик может оставить литр себе. Для этого ему достаточно лишь отпустить рукоятку в тот момент, когда стрелка только подошла или даже скакнула на «десятку», но отлив десятого литра сам по себе еще не начался. Получается, на счетчике «десятка», а в баке «девятка». Те, кто не доверяет руке и глазомеру, поступают по-другому — ломают счетчик так, что стрелка проскальзывает часть делений. Кстати, пока вы скучаете у кассы, где вам нарочито долго ищут сдачу, заправщик может запросто обнулить счетчик, лишая вас возможности вычислить, сколько литров было залито, — сервис оборачивается и вовсе наглым обманом.
Вопреки расхожему мнению, размер имеет значение. Если это размер заправочного шланга. Любые петли и перегибы на самом шланге, а также неисправности пистолета приводят к тому, что после заправки в нем может оставаться до одного литра топлива. Можно сколько угодно острить в адрес некоторых водителей, которые после остановки колонки еще несколько минут стряхивают с конца шланга капли бензина, судорожно нажимают рукоятку пистолета или дергают за спусковой рычажок, но логика в их действиях все же есть — иногда колонка чудесным образом выдавливает из себя приличную порцию. Правда, ныне такой щедростью вам редко дадут воспользоваться все те же услужливые работники АЗС. Оставшаяся в шланге порция сливается в специальную емкость, которую держат неподалеку от колонки.
Шланг можно не только свернуть в кольцо, но и проколоть его. В таком случае он начинает подсасывать воздух, в результате чего по окончании заправки воздушный столб «запирает» 100–200 мл топлива. Кустарщина, конечно, но деньги-то текут. Заставить закачивать воздух можно не только шланг, но и насос ТРК. Верный признак того, что он подкачивает воздух, — окошко наблюдения за тем, как бензин попадает из колонки в шланг, закрашено или вовсе отсутствует.
Иногда смекалка мастеров превосходит все ожидания. Трюк с пистолетом, который автоматически отключает подачу топлива, гениален по своей простоте и проделывается с теми клиентами, кто заправляется под завязку. Вообще, такой пистолет отключается всегда, когда поток бензина начинает касаться нижней кромки пистолета. А это происходит не только при полном баке. Известно, что горловины топливных баков многих иномарок оснащены специальными диафрагменными запорами для того, чтобы предотвратить проникновение влаги. Наличие такой диафрагмы приводит к образованию вихревых потоков в узкой горловине, и пистолет может отстреливать в момент, когда до полноты бака еще далеко. Когда водитель, заправляясь сам, засовывает пистолет слишком далеко в горловину, такие выстрелы пистолета случаются через каждые несколько секунд. У заправщика же рука набита и глаз наметан, а пистолет выстреливает за несколько литров до оплаченного объема. «Бак полный», — констатирует заправщик и предлагает убедиться в этом клиента. Он убеждается, а оплаченные, но недолитые литры остаются заправщику. Ведь не каждый клиент пойдет в кассу за сдачей
ТАК КРАДУТ МЕЛКИЕ ФИРМЫ. Любая колонка условно делится на три основные части: топливозаборную, измерительную и информационную. Измерение объема отпускаемого топлива происходит при помощи поршневого механизма. По существующим стандартам допустимая погрешность его работы не должна превышать плюс-минус 50 мл на 10 литров. И вот он, страшный секрет всех АЗС, независимо от уровня их респектабельности: даже если ТРК приходит с завода отрегулированным на «ноль», фирменные наладчики, изменяя объем поршневой камеры, устанавливают его «в минус» в обязательном порядке, с ведома начальства, страхуясь таким образом от непредвиденных потерь и надувательства со стороны НПЗ. Даже на допустимых -50 «навар» получается значительным. «Честные» заправщики довольствуются этим допустимым минусом, нечестные крутят механизм дальше. Опять-таки либо с одобрения руководства, либо уже на свой страх и риск. Делают они это после проверки и опломбирования колонок контролирующими инстанциями. Понятно, что пломбы после взлома подделываются, либо покупаются у тех же контролеров. Кстати, нередко именно те, кто обязан следить за точностью приборов, сами же и помогают их крутить.
Запрет на заправку канистр и другой емкости, который, разумеется, заправщики будут объяснять техникой противопожарной безопасности, верный признак того, что вас обворовывают именно таким способом.
Образовавшиеся в результате недолива излишки топлива бензозаправилы не продают ведрами вручную, а реализуют через те же колонки. Естественно, операции с излишками проводятся либо мимо кассового аппарата, либо через манипуляции с кассовым аппаратом, либо сопровождаются подкупом налоговых органов.
ТАК КРАДУТ КРУПНЫЕ КОМПАНИИ. Подкрутка поршневого механизма тем не менее характерна для компаний средней руки. Крупные компании действуют иначе. Они приглашают специалиста-электронщика, который начинает манипулировать с головной информационной частью ТРК, а также с компьютером оператора, управляющим работой всей АЗС.
Бензиновые «хакеры» не стали раскрывать нам все тонкости и премудрости своей работы, обнародовав только ее общие черты и результаты. Картина удручающая. По их словам, даже в сверхновые импортные ТРК, имеющие несколько степеней защиты, можно вставить чипы, которые позволяют делать с электронным счетчиком все, что угодно. С таким чипом счетчик получает команду на заливку одного количества литров, а показывает гораздо большее. Правда, перестроить чипы оперативно весьма тяжело, и риск попасться контролерам, нежданно-негаданно нагрянувшим с емкостями-мерниками, велик. Поэтому солидные фирмы предпочитают взлом программы центрального компьютера. Говорят, при проверке кассовой отчетности одной АЗС контролеры никак не могли понять, почему на многих чеках были выбиты четырехзначные числа объема. В конце концов все списали на сбой компьютера. На самом же деле это был код-команда на включение программы недолива.
Не верите? Тогда сопоставьте закупочные и розничные цены на бензин и попробуйте объяснить, за счет чего живут АЗС.
Еще один способ обмана клиентов хорош тем, что не требует ничего подкручивать, а в случае разоблачения все можно списать на ошибку оператора. Корреспондент «Автопилота» столкнулся с этим на АЗС одной крупной и уважаемой иностранной компании. Система там такая. Пока человек в униформе заправляет машину, клиент заходит внутрь АЗС, где в торговом зале установлены кассы. Так вот, оплачивая сопутствующие покупки (воду, жевательную резинку и пр.), наш корреспондент назвал номер колонки — «пятый». А в чеке, в который он случайно посмотрел, перед тем как отдать заправщику, оказалась впечатана еще одна колонка — «седьмая» (на ней кому-то залили 40 литров).
Оператор, конечно, извинился. Но неприятный осадок остался.
Источник - журнал «АВТОПИЛОТ». Индекс издания - 73109.
Статья про автомобили получена: KM.RU Автомобили
загрузка...
Постоянная ссылка на статью "Бензоколонка - «лохотрон» для водителей":
Acura RS-X - все для выдающихся результатов Американское подразделение компании Honda представило на Североамериканском Международном автомобильном салоне в Детройте новое роскошное спортивное купе Acura RS-X.
Вице-президент компании Honda Dick Colliver говорит, что Acura RS-X - опытный образец технологий и направлений моделирования новых спортивных гоночных купе, которые придут на замену устаревшей Integra.
Опытный образец RS-X создан с использованием новых компьютерных те ...
В тесте участвуют автомобили:
Chevrolet Suburban Chevrolet Suburban: больше, чем просто автомобиль Внедорожники бывают разными.
Есть маленькие, средние и большие.
В тесте участвуют автомобили:
Opel Corsa Opel Corsa B — малый автомобиль за малые деньги Иногда покупка маленькой подержанной машины объясняется тем, что на такой «крохе» удобно ездить по городу, она «ест» мало бензина и так далее.
Однако на самом деле выбор в пользу совсем небольших машин в большинстве случаев гораздо прозаичнее — доступная цена.
В тесте участвуют автомобили:
Chevrolet Niva Посмотреть другие фото (14) Во многих регионах нашей страны такие дороги, по которым можно проехать только на внедорожнике – желательно отечественном, который и отремонтировать смогут почти в любом автосервисе, и недорогом, которым не будет сильно жалко «утюжить» ямы и колдобины отечественных магистралей.
Одно время очень популярным автомобилем среди небогатых россиян, ценящих полный привод и большой дорожный просвет, был автомоб ...
При типичном столкновении с лосем автомобиль поражает ноги животного, заставляя его разбивать ветровое стекло, сокрушать крышу и, довольно часто приземляться в салоне.
Каждый 75-й сбивший лося человек гибнет.
Чтобы спасти и людей, и животных, приходится придумывать всё новые способы, используя самые высокие и "низкие" технологии.