При типичном столкновении с лосем автомобиль поражает ноги животного, заставляя его разбивать ветровое стекло, сокрушать крышу и, довольно часто приземляться в салоне. Каждый 75-й сбивший лося человек гибнет. Чтобы спасти и людей, и животных, приходится придумывать всё новые способы, используя самые высокие и "низкие" технологии.
Столкновения автомобилистов с американскими лосями (Moose или Alces alces) стали на Аляске, севере Новой Англии, северо-западных областях Канады и в некоторых других местах настолько распространённым явлением, что для него уже придумали термин MVC (Moose-vehicle collisions).
В одном только штате Массачусетс в течение 2004 года под колёса попали 52 американских лося, а за последние 4 года зафиксировано шестикратное увеличение количества таких инцидентов.
Уже несколько десятилетий власти, защитники животных и транспортники пытаются исправить ситуацию, но, чаще всего, безрезультатно предупредительные знаки, кампании по привлечению внимания публики, типа наклеек на бампер "Затормозите ради американского лося" ("Brake for Moose") – не срабатывают.
В настоящее время по всей Америке проводятся различные эксперименты, включая перепроектирование дорог, использование высокотехнологических лазерных и инфракрасных устройств, разработанных для исследования космоса и систем противоракетной обороны.
| ||
И вот почему. Лоси, в отличие от оленей и медведей (при столкновении с ними гибнет каждый 5-тысячный человек), отказываются пользоваться приспособлениями, созданными ради их же безопасности, к примеру, специальными тоннелями под шоссе, сделанными из гигантских труб.
Лосю, видите ли, нужен особенный переход шириной больше 30 метров. Такие переходы, как и ограждения высота забора должна составлять около 2,5 метров являются весьма дорогостоящими.
О других способах ниже, а сейчас – вкратце о причинах MVC. Прежде всего, необходимо отметить, что американские лоси ненавидят глубокий снег, а любят гулять по очищенным участкам, каковыми являются автотрассы. Также их привлекает соль, которая собирается у обочины.
Наиболее активны лоси в тёмное время суток между сумерками и рассветом. При этом заметить их на проезжей части очень трудно шерсть не отражает свет фар. Кстати, света этих фар лоси не боятся, они не будут убегать от приближающихся транспортных средств.
Вырезка из газеты с фотографией. Плохо видно, ну и слава Богу (изображение с сайта northstar.k12.ak.us). |
Большое количество столкновений случается весной, когда годовалые американские лоси "отмечают" сезон спаривания. Бегущий в поисках партнёрши лось не будет останавливаться, чтобы пропустить машину.
Между тем, традиционные предупредительные знаки водители игнорируют через несколько месяцев с момента установки. Знаки, к тому же, безо всякой очевидной цели воруют.
Но, например, в том же штате Мэн идею с дорожными знаками не оставили и пробуют привлечь внимание автомобилистов тем, что знаки эти подсвечиваются именно в тот момент, когда рядом проезжает машина.
Для этого используется целое разнообразие устройств, включая инфракрасные лучи, микроволновое радио, датчики, "ощущающие" колебания почвы, и тому подобное.
| ||
Такие системы датчиков были опробованы в 29 местах по всему миру, включая девять штатов Америки, Канаду и Швейцарию. В некоторых случаях светящиеся по приказу сенсоров знаки снизили количество столкновений с крупными животными на 80%. Не исключено, что это один из лучших способов предотвращения MVC, но ему ещё предстоит долгосрочная проверка.
А в Мэн пытаются применять и "низко-технологические стратегии", засыпая некоторые участки дорог камнями среднего размера.
В этом случае есть надежда, что "шаткая земля" под ногами заставит американского лося идти медленнее, что даст водителям больше времени, чтобы объехать животное или затормозить. В этом пока и заключается перепроектирование дорог.
В других штатах биологи пробовали отслеживать небольшие стада лосей с помощью "радио-ошейников", чтобы узнать их привычки и маршруты (о подобной системе слежки за слонами мы рассказывали). Но "воротники" ещё не проработали достаточно долго, чтобы точно оценить их эффективность.
Короче говоря, универсальных способов для предотвращения MVC человечество ещё не придумало. Некоторые эксперты уповают на прогресс в автомобилестроении. Дескать, "умный" транспорт "увидит" лося издалека (такие системы действительно появляются).
Ежегодно на дорогах гибнут сотни американских лосей. И год от года ситуация не улучшается (фото с сайта nature-photos.org). |
Чтобы предотвратить столкновения, к примеру, перед поездами запускают дрезину, которая должна отпугивать животных. Эффективность так же под вопросом.
"Один из ключевых факторов, делающих столкновение с американским лосем плохой идеей его вес и высота. Лось весит примерно столько же, сколько половина автомобиля среднего размера, его живот находится на одной линии с ветровым стеклом. Поэтому, когда лось поражён, весь его вес внезапно устремляется к голове водителя", цитата отсюда.
В общем, получается, что лось и человек не могут ни разъехаться, ни разойтись. Животными в данном случае управлять если и возможно, то очень и очень непросто. Человеком, по идее, и впрямь легче.
У лозунга "Затормозите ради американского лося" есть продолжение "Это может спасти вашу жизнь". Так оно, в общем-то, и есть. 70% из тех водителей и пассажиров, кто не погиб в результате столкновения, получили повреждения головы и лица, 26% имеют серьёзные проблемы с позвоночником.
Статья получена: Membrana.ru