О том, что концепция автопрома предполагает введение запретительных пошлин на пятилетние иномарки, рассказал один из разработчиков этого документа в Минэкономразвития. Его информацию подтвердил и курирующий машиностроение замминистра промышленности Сергей Митин. Однако все собеседники "Ведомостей" отказались назвать ставки этих пошлин, сославшись на то, что их в концепции нет. "Конкретные цифры появятся в еще не написанном проекте постановления правительства, который будет рассматривать комиссия по защитным мерам во внешней торговле", - пояснил источник "Ведомостей" в Минэкономразвития.
Пятилетние машины представляют собой главную конкурентную угрозу российским автопроизводителям. Последние в прошлом году не раз пытались добиться резкого повышения пошлин на такие автомобили. Но чиновники стеснялись принимать столь непопулярное решение. Наконец комиссия по защитным мерам одобрила проект постановления о запретительных пошлинах на машины старше семи лет (совокупная стоимость их растаможки возросла бы с нынешних 45% до 160% ) и незначительном - в среднем на 10% - повышении пошлин на "пятилетки". В начале этого года премьер Михаил Касьянов "зарубил" и этот мягкий вариант постановления.
Автолоббисты перегруппировались быстро. Концепция развития автопрома, над которой трудилось Минпромнауки, дала им идеальную возможность представить правительству свои идеи. Если в прошлом году они говорили лишь о неэкологичности старых иномарок, теперь они приводят свежий аргумент: мол, без повышения пошлин в автопром нельзя будет привлечь иностранных инвесторов, ведь их сборочные производства все равно не смогут конкурировать по цене с тем же самым "старьем", завозимым из-за границы.
Чиновникам, работавшим над концепцией, пришлось иметь дело с резко возросшими аппетитами автопроизводителей. Те потребовали, например, чтобы новые иномарки еще 10 лет облагались 35% -ной импортной пошлиной. Именно таков сейчас эффективный уровень пошлин, если учитывать евросоставляющую (платежи с каждого кубического сантиметра объема двигателя). Это требование противоречит позиции России на переговорах с ВТО: на них наша страна добивается права установить 25% -ную пошлину без евроставок.
В концепции, по словам источника в Минэкономразвития, прописан 25% -ный уровень пошлин. Требования автопроизводителей предоставить им широкие налоговые льготы тоже были отвергнуты. Так что достижения лоббистов свелись к формулировке о запретительных пошлинах на пятилетние машины и ряду небольших уступок. В частности, была поддержана идея "Руспромавто" и "Северстали" о создании в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Ярославле и Тольятти свободных экономических зон. Напомним, что внесенный в правительство новый закон о СЭЗ ориентирован не на налоговые послабления, а на льготные административные условия для деятельности предприятий и для участия в них иностранных инвесторов. Кроме того, концепция развития автопрома предлагает ввести беспошлинный режим для ввоза некоторых мелких комплектующих, например элементов коробок передач и систем безопасности.
Если в прошлом году автопроизводителям хватило бы и решения о пошлинах на подержанные машины, сейчас они не намерены останавливаться на полпути. По словам представителя "Руспромавто" Владимира Зеленцова, ставки на пятилетние машины останутся полумерой, если не будет 35% -ной пошлины на новые иномарки.
До заседания правительства по автопрому, которое намечено на 21 марта, автолоббисты планируют еще один PR-ход. По информации "Ведомостей", "Северсталь", "Руспромавто", "АвтоВАЗ" и КамАЗ на этой неделе направят премьеру Касьянову письмо, в котором от имени всей отрасли снова потребуют высоких пошлин на новые авто. Письмо предложено подписать уже пришедшим в Россию стратегическим инвесторам - General Motors, Renault и Ford