Суть аквапланирования состоит в образовании водяного клина между колесами и поверхностью дороги -- вода не успевает уходить из-под протектора, под ним образуется пленка, по которой автомобиль и начинает скользить как по льду. В свое время инженеры Porsche разработали электронную систему, определяющую толщину слоя воды и предупреждающую водителя об опасности скольжения звуковым сигналом или толчками на педаль газа, но, увы, до массового применения дело не дошло. Просто верхний критический порог, на который была рассчитана электроника, составлял всего 1 см.
Последствия аквапланирования -- от малоприятного рыскания машины до фатальных переворотов -- зависят и от других факторов. Например, от скорости автомобиля -- чем она выше, тем, естественно, опаснее езда (хотя аквапланирование возможно и при 40 км/ч), качества дорожного полотна, состояния амортизаторов... Влияет, естественно, и качество "обувки" вашего автомобиля: тип шин (чем резина шире, тем больше "планирует"), их жесткость (более жесткие лучше держат дорогу), степень изношенности и рисунок протектора (критическая глубина износа составляет 4 мм)... Собственно, зачастую профилактика аквапланирования сводится к установке хороших дождевых шин. Благодаря имеющимся на них эвакуационным каналам вода выбрасывается из пятна контакта, и машина держится на полотне. Сакраментальный совет: соблюдайте скоростной режим. Перед форсированием водных преград не помешает включить дворники. Кроме того, необходимо отпустить педаль газа и стабилизировать положение автомобиля, выровняв по возможности колеса и исключив любые маневры, а также повороты руля. Опасность аквапланирования заключается преимущественно в том, что, начав скользить в луже, водитель зачастую пытается, вращая руль в сторону заноса, во что бы то ни стало выровнять машину. Профессионалы рекомендуют в таких случаях не спешить, тем более что пока машина в воде, все усилия будут сведены на нет. А как только передние колеса зацепят твердый грунт, машину понесет в противоположную сторону. И если водитель правильно и вовремя не среагирует на повторный занос -- машина опрокинется.
При прохождении луж произвольное движение руля чаще всего бывает совершенно неожиданным и очень сильным. Удержать кончиками пальцев баранку не удастся. Поэтому руки всегда должны находиться в верхнем секторе рулевого колеса. Реакции на любые "рыскания" руля должны быть импульсными. Или, как говорят инструкторы по экстремальному вождению, "скупыми".
Такими же скупыми импульсами следует и тормозить при отсутствии АБС. Еще лучше тормозить двигателем. Ну а после того как вышли из воды, следует обязательно просушить тормоза, нажав несколько раз на педаль.