Узкая двухполосная дорога в районе Мневников. Январь, пять вечера, темень. Подъезжаю к какому-то перекрестку и боковым зрением замечаю, что грузовик, движущийся справа и чуть впереди меня, начал резко поворачивать налево...
В какое-то мгновение даже показалось, что увернулся, но еще через долю секунды -- звук удара, машина делает разворот на 360 градусов и замирает за перекрестком все в том же левом ряду. У меня уже нет переднего пассажирского стекла, остальные по правому борту покрылись паутиной, снаружи изуродована вся бочина, а заднее колесо валяется рядом, вырванное с куском полуоси.
Около грузовика стоят два мужика в замасленных телогрейках. По их лицам я сразу понял, что ни о каком решении проблем на месте не может быть и речи.
Приехала ГИБДД. Стандартная процедура: замеры, схемы, споры по поводу места столкновения и т.д. Когда дело дошло до объяснений водителей и мы уселись в гаишную "шестерку", я сразу заявил инспектору, что настаиваю на проведении медицинского освидетельствования водителя ЗИЛа на предмет алкогольного опьянения. Малый в телогрейке вздрогнул при этих словах и сразу заныл, что, мол, не надо освидетельствования, что он виноват, однозначно, и все напишет в объяснении. Он явно соображал, что если водитель совершил ДТП "под градусом", то ущерб автопредприятие будет взыскивать с него в полном размере, а если нет -- то у него будут вычитать из заработной платы сравнительно небольшие суммы, и то недолго.
На эвакуаторе везу на стоянку то, что три часа назад было сверкающим "Мицубиси Паджеро". На следующее утро приезжаю на автокомбинат, которому принадлежит ЗИЛ. Чего ждать группу разбора -- и так ясно, да и гаишник сказал, что все в мою пользу. Но не тут-то было: директор ничего и слышать не хочет.
Жду группу разбора.
Через неделю, приехав в отдел ГИБДД, узнаю от инспектора, что юристы автокомбината написали на меня заявление в РУБОП. Якобы я угрожал расправой водителю ЗИЛа и он все написал под мою диктовку. Факт неприятный, но, думаю, в милиции смекнули, что к чему, потому что "по факту угроз" мне несколько раз звонил какой-то майор и вежливо предлагал явиться к нему для дачи объяснений. Но я ему так же вежливо объяснял, что "не могу, занят, к тому же вот судиться собираюсь". Он и успокоился. Впрочем, забегая вперед, отмечу, что это была не единственная "шпилька" в мой адрес: потом автокомбинатовцы еще раз на суде пытались оспорить первоначальные показания водителя ЗИЛа и утверждали, что я чуть ли не вручную передвигал грузовик на месте ДТП, чтобы исказить истинную картину аварии. Словом, куча идиотской ахинеи.
Наконец, получив копию постановления об аварии на руки, наношу повторный визит на автокомбинат, где мне сообщают, что они не согласны с решением ГИБДД и будут обжаловать его через суд. Похоже, ребята решили, что надо тянуть до конца. Мало ли что -- может, я умру, прощу или забуду.
Но у меня было другое мнение на этот счет. Для начала я отправил телеграмму на автокомбинат и в установленной форме (ее можно получить в любой юридической консультации) сообщил, что через три дня намерен провести экспертизу и калькуляцию ущерба на авторизованной станции технического обслуживания. Сработало: с "вражеской стороны" прибыли двое. Восстановительный ремонт был оценен в 10 тыс. долларов с учетом износа.
Затем я нашел хорошего адвоката. Это была женщина, настолько напористая, что, казалось, одним словом коня на скаку остановит. Но когда мы обратились с исковым заявлением в районный суд, нас там "порадовали", что заявление-то у нас примут, но рассматривать не будут, так как надо ждать решения вопроса по жалобе автокомбината на действия сотрудников ГИБДД. И такая, оказывается, появилась.
Войну на "первом фронте" я выиграл на третьем судебном заседании. Судья оставила жалобу автокомбината на меня без удовлетворения. Но прямо в зале суда юристы автокомбината пишут краткую кассационную жалобу на действия районного суда в Мосгорсуд. Это значило, что приговор районного суда не вступит в силу до тех пор, пока его не "засилит" Москва. А там могут отменить или даже вернуть на новое рассмотрение. И тогда все сначала. Бумажки из районного суда путешествовали по столице больше месяца. Наверное, использовались почтовые черепахи.
Узнаю в канцелярии Мосгорсуда дату рассмотрения дела. Заседание длилось десять минут. Решение районного суда оставлено без изменений! Но теперь почтовые черепахи должны доставить бумажки обратно в район. Жду два месяца, документы никак не возвращаются. Тогда знающие люди подсказали, что нужно пару тортиков в канцелярию Мосгорсуда забросить. Сделано. Через три дня документы были в районном суде. Прошло еще два месяца, пока дошла моя очередь. На первое судебное заседание ответчики не явились, и повторное заседание было назначено еще через месяц. Но на сей раз я взял у судьи повестки и лично передал их под роспись ответственному работнику автокомбината.
На втором судебном заседании было вынесено решение в мою пользу. Суд обязал автокомбинат выплатить мне стоимость восстановительного ремонта с учетом износа -- 10 тыс. долларов, плюс судебные издержки, расходы на эвакуацию -- еще около 2 тыс. долларов.
Я ждал очередной кассационной жалобы. Но, видимо, автокомбинат понял, что сопротивление бесполезно. Получаю исполнительный лист, копию решения суда и иду к коммерческому директору автокомбината. Прихожу и спрашиваю: "Как будем платить -- сразу или хотите еще семь процентов от иска судебным приставам отдать?"
Директор попросил приставам ничего не передавать и пообещал перевести деньги на мой счет в течение двух недель.
Я их уже получил. А машину отремонтировал еще раньше.
СОВЕТЫ
-- В случае ДТП с участием грузовиков, принадлежащих полугосударственным структурам, соблюдать все формальности оформления протоколов ДТП надо особо тщательно.
-- На осмотре и экспертной оценке обязательно должны присутствовать те, кому потом эту машину ремонтировать. Чтобы впоследствии не было "непредвиденных расходов".
-- Хороший адвокат дорого стоит. Но расходы на него покроются при удачном исходе дела, а если вам он не "светит", то юрист обязан честно признать это после первой же консультации.