Снег, гололед. В зеркале заднего вида маячат "Жигули", но расстояние между нами пока приличное. Но через секунду в том же зеркале вырастает капот все тех же "Жигулей" -- это я нажал на тормоз, чтобы увернуться от трамвая. Удар, скрежет сминаемого железа. Попал.
Не я -- он, владелец ВАЗ-2107, покусившийся на товарный вид моей Nissan Almera. Но, похоже, "попал" и я.
Выбираюсь из машины, чтобы оценить ущерб, старательно удерживая себя от нецензурных выражений в адрес владельца вишневой "семерки". Одновременно матерю и собственную скупость -- автомобиль, который был куплен в 1999 году (ну, почти новый!), я так и не удосужился застраховать. Теперь могу рассчитывать только на собственные силы. Посмотрим, на сколько их хватит...
Итак: поверхностный осмотр показал, что разбиты два фонаря, замят задний бампер, горбом поднялась крышка багажника. Оставшиеся в живых стоп-сигналы работают, багажник открывается. Прежде чем хвататься за мобильный телефон и вызывать ГИБДД, предлагаю водителю "семерки" разойтись полюбовно и оцениваю свой ущерб в $1 тыс. Зачем я это делаю -- не знаю: наверное, шок после аварии.
Его глаза округляются до невозможных размеров -- единственно приемлемая для него сумма составляет долларов 100--200, да и тех "с собой нет". Имя, фамилию и прочие установочные данные он сообщить отказывается. Бубнит только одно: "Все через группу разбора". Вызываю дорожную инспекцию, которая приезжает на удивление быстро.
После составления соответствующих протоколов -- первичный осмотр подтвердил, что я не виноват -- потенциальный спонсор ремонта моего автомобиля в очередной раз отказывается сообщить какие-либо данные о себе. Сотрудники ГИБДД также сохраняют тайну его инкогнито. Это их право и обязанность, но я-то понимаю, что смогу все узнать только через десять дней в группе разбора. Решаю действовать своими силами -- записываю номер "Жигулей" и выбиваю признание из гибдэдэшников, что парень управляет своей машиной не по доверенности.
Прямо с места аварии я еду в Митино и приобретаю за 250 рублей диск с "Базой данных ГИБДД". Несложные пассы на компьютере -- и у меня есть домашний адрес и телефон моего "визави". Как выяснилось позже, 250 руб. я потратил не зря -- в группе разбора мы, естественно, не встретились, хотя в назначенный день я честно просидел там почти 4 часа. В полученной в ГИБДД справке реальными оказались только имя и фамилия виновника аварии -- место работы и контактный телефон были вымышленными.
За десять дней, отпущенных мне властями, я решил оценить реальную стоимость ремонта. Приговор ближайшего дилера "Ниссан" ввел меня в состояние легкого ступора -- чуть меньше $3 тыс.! Мне охотно поясняют, что, к примеру, покраска новой крышки багажника требует (по технологии производителя)... демонтажа заднего стекла. И все в таком духе. Да что они, с ума посходили!? Получить такие деньги с владельца "вазика" просто нереально!
Еду на "армянский" сервис. Мне объявляют "туда-сюда, покраска-рихтовка" -- около $800. Плюс мои запчасти. На круг -- около $1 тыс. Но есть одно "но" -- "изменение геометрии кузова". Значит, его надо вытягивать на стапеле, здесь такого слова не знают. Решаю планомерно объехать всех официальных дилеров "Ниссан". В итоге убеждаюсь, что реальная стоимость ремонта -- $1,5--2,0 тыс.
Имея точное представление о том, на какую сумму я "попал", и справку об аварии на руках, почитав литературку, я решаю приступить к законному изъятию денег.
Для начала я убедился, что полученный из "Базы данных" адрес -- верный. Просто позвонил и попросил человека к телефону. Сказали -- будет вечером. Вечера я ждать не стал, а пошел на почту и отправил телеграмму с уведомлением о вручении. Текст был следующего содержания (это важно, если дело дойдет-таки до суда): "Прошу Вас прибыть на осмотр аварийного автомобиля марки.., госномер.., принадлежащего... Осмотр состоится в... часов такого-то числа совместно с автоэкспертом такой-то фирмы по такому-то адресу. В случае неявки акт осмотра будет составлен без Вашего участия". Срок надо назначать на третьи сутки -- телеграмма с уведомлением идет 48 часов. В качестве автоэксперта я пригласил специалиста по дефектовке той фирмы, чьи расценки на ремонт меня устроили. По закону надо послать две такие телеграммы, после чего можно подавать на виновного в суд, приложив два уведомления и счета за телеграммы.
Но мне повезло -- виновный в аварии приехал с первого раза. И... согласился с той сметой, которую я ему продемонстрировал. Да, таких денег у него сразу нет. Но в результате долгих переговоров он согласился выплачивать частями, о чем была написана соответствующая расписка, заверенная двумя свидетелями -- с моей и с его стороны.
Машину я пока починил за свои деньги. Две выплаты в счет долга уже получил. Пока все нормально. А до завтра еще надо дожить