Чем быстрее движется автомобиль, тем большая мощность требуется от его мотора – это положение понятно каждому, поскольку оно подтверждается житейской практикой.
Но связь между мощностью и скоростью не прямая. Ее характер определяется многими условиями, а более всего – затратами на преодоление сопротивления воздуха, которые растут пропорционально кубу скорости движения. В конечном счете правильным получается следующее утверждение: тише едешь – резко снижаешь необходимую мощность, затрачиваемую на преодоление всех дорожных сопротивлений.
А как при езде мы снижаем мощность двигателя? Очень просто: отпускаем педаль газа и прикрываем заслонку в карбюраторе (будем говорить именно о таких двигателях). Но тем самым во впускной тракт вводится помеха на пути потока горючей смеси, а это не только ведет к ограничению мощности, но и несколько ухудшает протекания самого рабочего процесса вследствие так называемых наносных потерь. Проще говоря, двигатель начинает менее эффективно использовать энергию топлива. Кстати, именно этим объясняется отрицательный результат при использовании самодельных устройств, которые кое-кто встраивает во впускной тракт с целью улучшить смесеобразование и получить экономию бензина.
Тем не менее при снижении скорости расход бензина существенно падает. Почему? Да потому, что выигрыш от уменьшения дорожных сопротивлений (аэродинамика, качение колес и прочее) гораздо более весом, чем проигрыш от увеличения наносных потерь в двигателе.
Особенно это ярко проявляется при больших скоростях движения. В итоге зависимость расхода топлива от скорости прямо пропорциональна. Таким образом снижение скорости неуклонно, хотя и не в прямой пропорции, ведет к уменьшению потребления бензина.
Естественным ограничителем здесь служат минимально устойчивые обороты коленчатого вала при работе мотора под нагрузкой (эта величина у разных машин обычно колеблется в пределах 1300-1600 об/мин). Таким образом, чтобы «тянуть» по шоссе до ближайшей АЗС, нужно стремиться ехать на высшей передаче, равномерно и с небольшими оборотами, близкими к минимально устойчивым.