Законопроект, который обязывает общественно-значимые компании составлять отчетность по МСФО, в 2005 году так и не был принят. Однако существует множество ситуаций, в которых организация не сможет обойтись без отчетности, составленной по международным стандартам. Подобная информация может понадобиться иностранным учредителям для консолидации своей отчетности; потенциальному заграничному инвестору или банку - для оценки финансового состояния предприятия; российскому менеджменту - для принятия управленческих решений. Поэтому организации, которые не могут держать в штате специалистов по МСФО, вынуждены заказывать в аудиторских компаниях услугу «трансформация отчетности». То есть составленную бухгалтерами компании «российскую» отчетность нанятые консультанты «перекладывают» на МСФО.
Сколько стоит данная услуга? От чего зависит цена? Сколько времени занимает трансформация? Как заказчик может снизить свои издержки? Эти и другие вопросы мы задали представителям аудиторских компаний, занимающихся трансформацией отчетности.
Утром знакомство, вечером цена
В компании «Эрнст энд Янг» от прямого ответа на вопрос о стоимости трансформации уклонились: «Мы не можем говорить о «стандартной» или «средней» стоимости проекта до проведения детального анализа. Стоимость определяется индивидуально. Проведя анализ объема предстоящей работы, мы определяем, какое количество рабочих часов должно быть инвестировано в проект. Также определяется, сколько сотрудников и какого уровня (от специалиста до партнера) будут принимать в нем участие». Аналогичным образом нам ответил партнер отдела аудита компании KPMG Георгий Патарая. По его словам, вопрос о предположительной стоимости трансформации «практически не имеет ответа». «Стоимость любой работы зависит от ее продолжительности и уровня задействованных специалистов. Но нельзя назвать время, которое понадобится для оказания услуги, и количество привлекаемых специалистов без детального изучения системы бухгалтерского учета, состояния бухгалтерских регистров, объемов осуществляемых клиентом операций, видов активов и пассивов», - сказал Георгий Патарая.
Тезис об «индивидуальной цене» подтвердили и все остальные наши собеседники. Правда, заместитель генерального директора по аудиту ООО «Аудиторская служба "СТЕК"» Людмила Грачева назвала «нижний предел», с которого компания начинает переговоры с клиентом, - 100 тыс. рублей. По словам Людмилы Грачевой, окончательная цена определяется только после выездной экспертизы отчетности заказчика. «Как правило, после экспертизы названная сумма не снижается. А в зависимости от сложности работ стоимость услуги может возрасти в несколько раз», - пояснила Людмила Грачева.
Согласно статистике рынка, для крупной компании стоимость трансформации может составлять от 70 тыс. до более чем 1 млн долларов США, говорит директор департамента международной отчетности, партнер компании ФБК Аскольд Бирин. «Под крупными компаниями я подразумеваю организации, у которых валюта баланса больше 40 млрд рублей, высокая диверсификация бизнеса и несколько десятков дочерних структур», - подчеркнул Аскольд Бирин.
Что касается менее крупных фирм, то им трансформация может обойтись в несколько десятков тысяч долларов США, считает руководитель направления международного аудита компании «Horwath МКПЦН» Татьяна Демина. «В частности, в нашей организации средняя ставка специалиста по трансформации составляет около 60 долларов США*. Если компания не является многопрофильной и не имеет дочерних и зависимых структур, то двум специалистам потребуется для трансформации примерно две недели. А кроме специалистов на этапе контроля будут подключены партнеры, работа которых оплачивается по более высоким ставкам», - обрисовала механизм ценообразования Татьяна Демина.
История рубль бережет
Как видим, все опрошенные эксперты сошлись на том, что цена услуги индивидуальна и ее не определить без ознакомления с бухгалтерией клиента. Какие параметры бизнеса клиента усложнят работу аудиторов и соответственно повысят цену трансформации? Заместитель генерального директора ООО «Аудиторская служба "СТЕК"» Людмила Грачева называет два основных фактора, повышающих стоимость услуги: «Чем больше у организации дочерних и взаимозависимых компаний, тем больше работы. Кроме того, существенно повлиять на цену может «возраст» основных средств, а также «залежавшееся» сырье и готовая продукция». Партнер компании ФБК Аскольд Бирин согласился только с первой частью этого тезиса: «Да, количество зависимых и дочерних организаций существенно влияет на цену. Правда, здесь я бы уточнил, что нужно еще брать в расчет диверсификацию бизнеса. Чем больше видов деятельности, тем трудозатраты выше».
А вот с утверждением, что проблемой является «возраст» основных средств, Аскольд Бирин поспорил. «Проблема не в «возрасте» как таковом, а в наличии или отсутствии информации об истории ОС. Если компания имеет базу данных, где зафиксированы все события, связанные с основными средствами, работы будет меньше. А если, скажем, при переводе учета в электронный вид бухгалтер занес в компьютер только остаточную стоимость ОС и не сохранил подробную базу данных, тогда аудиторам придется гораздо сложнее», - сказал партнер компании ФБК.
С коллегой полностью солидарен партнер компании KPMG Георгий Патарая: «Вопрос в том, можем ли мы получить из данных, имеющихся у клиента, информацию, необходимую для построения трансформационной модели поправок. Если да, то наши трудозатраты и соответственно расходы клиента будут меньше. Поэтому крайне важным является состояние исторических данных по бухгалтерскому учету». Представитель компании «Horwath МКПЦН» Татьяна Демина дополнила список факторов, влияющих на цену: «Помимо состояния учета и разветвленности бизнеса я бы еще назвала валюту представления отчетности, а также готовность бухгалтеров клиента участвовать в процессе. Если они оперативно представляют все запрашиваемые нами сведения, скорость повышается, а стоимость услуги соответственно снижается».
Сезон для трансформации
Однако почти все перечисленные факторы заказчик вряд ли в состоянии скорректировать - если, скажем, база данных по сделкам с ОС утрачена, восстановить ее практически невозможно. А есть ли другие возможности сэкономить на трансформации?
Да, есть, уверен партнер компании KPMG Георгий Патарая. По его мнению, крупные клиенты, которые хотят обратиться за услугой к аудиторам «большой четверки», могут заключить «тройственный союз». «Речь идет о разделении труда и заключении контракта с двумя поставщиками услуги - российской аудиторской фирмой и компанией «большой четверки». Российская компания может помочь клиенту с первичным сбором информации, ее организацией и анализом. А специалисты компании из «большой четверки» помогут решить все сложные вопросы, связанные с интерпретацией стандартов. Расценки «большой четверки» выше, чем расценки российских компаний. Поэтому клиент сможет существенно сэкономить, перепоручив часть подготовительной работы российским аудиторам. Но здесь важно, чтобы поставщики услуги работали не поэтапно, а вместе, сразу договорившись о распределении ролей и единообразии подходов», - пояснил Георгий Патарая.
Обращаться не в самый последний момент - такой совет дала руководитель направления международного аудита компании «Horwath МКПЦН» Татьяна Демина: «В этом случае мы сможем разработать для клиента рекомендации по предварительной обработке информации и подключиться к работе, когда информация будет структурирована бухгалтерией клиента». «Цена может быть снижена, если клиент помимо трансформации закажет нам и другие услуги» - так ответила на вопрос о способах экономии заместитель генерального директора по аудиту ООО «Аудиторская служба "СТЕК"» Людмила Грачева.
Организации, которые заказывают услугу не в первый раз, смогут снизить ее стоимость, если сохранят все материалы, оставшиеся после предыдущей трансформации, полагает партнер компании ФБК Аскольд Бирин. «Если будут сохранены файлы и расчеты аудиторов, которые трансформировали отчетность, скажем, за предыдущий период, то это существенно облегчит работу новых консультантов. Они смогут не только увидеть результат предыдущей трансформации, но и понять, как отчетность получилась», - сказал Аскольд Бирин. Кроме того, партнер компании ФБК посоветовал учитывать «сезонный»** фактор: «Не секрет, что деятельность аудиторских компаний имеет определенную «сезонность». Если клиент обратится в этот период, когда график работы специалистов уже спланирован, компании придется привлекать дополнительные ресурсы и цена может возрасти».
Сергей Новиков, корреспондент «УНП»
* Если же говорить о почасовых ставках в компаниях «большой четверки», то там, по данным «УНП», расценки на услуги специалистов разного уровня могут варьироваться от 100 до 650 долларов США в час.
** Как правило, аудиторские компании наиболее загружены с января по июнь и с сентября по октябрь.
Статья получена: Клерк.Ру