Особое разочарование этим новшеством высказали источники в ГИБДД России. Там убеждены, что в подобном реформировании нет никакой необходимости.
Более того, отмена техосмотра в ГИБДД, считают милиционеры, приведет к росту аварий на дорогах. То же самое нам сообщили в Минтрансе России. По мнению специалистов, передача права проведения ТО может спровоцировать окончательную “коммерциализацию” этой процедуры, и получение техталона станет сродни покупке газеты в ближайшем киоске. При этом стоимость процедуры наверняка возрастет. О настоящей проверке технического состояния автомобиля можно будет забыть, уверены милиционеры. Понятно, цель любой коммерческой организации — получение прибыли, и ради этого на многое можно закрыть глаза. Что соответственно негативно отразится на общей безопасности движения на наших дорогах. Источник в мэрии столицы сказал, что решение правительственной комиссии принципиально для автовладельцев ничего не меняет. Никаких документов о передаче прав они не получали. Поэтому техосмотр граждане проходят так же, как и прежде, предварительно приобретя полис обязательного автострахования. И вообще многое сегодня делается через одно место, считает он: — Прежде чем заявлять об этом на Правительстве, необходимо было ввести переходный период, а только затем объявлять о решении публично. Что делать в этой ситуации честному автомобилисту? И вообще, чтобы провести операцию по передаче прав на ТО от ГИБДД другим организациям, необходимо изменить около 20 нормативных актов Правительства России, не говоря об аналогичных изменениях в документах субъектов Федерации. Техосмотр давно проводят коммерческие организации, а ГИБДД обладает только правом выдачи техталона. Интересно, кому это право отойдет по решению правительства?
Непродуманные предложения
По мнению экспертов, не вполне ясно, что значит “считать хоздеятельность ГИБДД излишней”? В этом случае можно и выдачу водительских удостоверений также передать в другие организации, как это, например, делается в некоторых европейских странах, где “права” выдают муниципалитеты. Кроме того, не надо забывать, что у нас существует военный учет некоторых типов автомобилей, и техосмотр позволяет вести контроль за состоянием таких машин.
В то же время удивляет, что правительственная комиссия по административной реформе не замечает существования дублирующих функций между ГИБДД и Транспортной инспекцией. Если первая согласно указу президента контролирует всех участников дорожного движения, то вторая следит только за теми, кто выполняет международные перевозки. По мнению специалистов, подобные параллельные функции не что иное, как разбазаривание государственных денег и средств. Вот где богатое поле для реформации!
В передаче же техосмотра из одних рук в другие должны быть поставлены четкие цели, ради которых все делается. Иначе это решение нежизнеспособно. Какие “подводные камни” нас ожидают?
Первое — не должны пострадать автовладельцы. Им обязаны предоставить возможность качественной и недорогой диагностики автомобилей. Второе — во многих европейских странах, где проведение диагностики доверено коммерческим организациям, владельцы компаний финансово и имущественно отвечают за качество своей работы. Причем деятельность таких фирм контролируется общественными организациями. Готовы ли у нас коммерсанты к такому повороту событий?
Третье. Разрабатывая у нас коммерческое ТО, нельзя забывать о попытках местных властей ввести экологические сертификаты. Получается, что параллельно государственному техосмотру будет действовать еще одна система диагностики автомобиля? Такого быть не должно: гостехосмотр в нашей стране один (хотя о приставке “гос” придется, видимо, забыть). Иного федеральными законами не предусмотрено. И последнее. Необходимо подумать, что делать с государственными станциями техосмотра. Передавать их в частные руки или оставлять все как есть? Кстати, интересен опыт Питера. Там нет государственных станций, и к техосмотру привлечены коммерческие структуры. В то же время полезен и опыт Татарстана, где работают только государственные станции ТО. Поэтому в каждом регионе накоплен свой оригинальный опыт в этой области, не замечать который было бы неправильным.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Владимир ФЕДОРОВ, член Совета Федерации, экс-руководитель ГИБДД России:
— Проблема “оставаться ли техосмотру в системе МВД” поднимается не первый раз и не первый год. При этом инициаторы передачи этой функции от ГИБДД другим исполнителям всегда забывают о том, что гостехосмотр является частью функции технадзора, возложенного на ГАИ. Если взять постановление №880 Правительства России, определяющее, что же такое ТО, то это не только проверка техсостояния автомобиля. Это и ревизия комплектации автомобиля.
К сожалению, у нас выпускают машины, на которых сразу поехать нельзя — нет аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. Второе важное направление — правоохранительная функция. Исследования машин экспертами-криминалистами, а также проверка идентификационных номеров автомобиля по базам розыска. Это служит определенным “пугалом” для недобросовестных покупателей краденых авто.
Третья функция ТО — проверка действительности водительского удостоверения, медицинской справки и так далее. При передаче прав на техосмотр коммерсантам эта функция также повисает в воздухе. Кроме того, вся статистика о количестве машин формируется при прохождении ТО.
Есть негативный пример предачи функций ГАИ другим организациям. В прошлом году контроль за уплатой водителями транспортного налога отошел Министерству по налогам и сборам. Что, в общем-то, неправильно. В этом году я неоднократно выступал на Совете Федерации и говорил, что это ведомство не справляется с возложенными на него обязанностями. За полгода было собрано только 4% этого налога. Деньги эти дорожникам были нужны еще весной, в крайнем случае в начале лета. Так что, думаю, особенности прохождения ТО в решении правительства не учтены.
Замечу, что постановление №880 ранее уже допустило к проведению ТО коммерческие структуры. Во многих регионах они широко участвуют в диагностике машин. Сейчас водителю нет необходимости бегать по разным местам и получать все необходимые документы. Сегодня при прохождении ТО он все получает в одном месте. Не получится ли так, что, изымая функцию проведения техосмотра у ГАИ, правительство переносит всю тяжесть проверки автомобилей из МРЭО на дорогу?
ПОДРОБНОСТИ
9 октября на очередном заседании Правительства России заместитель председателя Правительства, председатель Правительственной комиссии по проведению административной реформы Борис Алешин вынес на обсуждение очередные решения комиссии в отношении выявленных избыточных, дублирующих и обязательных функций государственного регулирования в различных сферах. Одной из них оказалась епархия МВД по организации и проведению государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним. Выслушав все доводы комиссии, члены кабинета одобрили весь пакет предложений, в том числе касающихся передачи функций по техосмотру из службы ГИБДД иным структурам. Правительство поручило Минэкономразвития России до 20 ноября 2003 года внести на рассмотрение кабинета проекты нормативных правовых актов, касаемые технологии и порядка передачи функций.
Ожидается, что передача функций должна состояться не позднее 1 октября 2004 года. Надо полагать, что этого времени хватит для того, чтобы найти и подобрать достойных правопреемников. О самом механизме передачи, о новшествах и изменениях, которые наверняка произойдут в нынешнем порядке прохождения ТО, нашим источникам в аппарате Правительства, к сожалению, неизвестно. Непонятно также, кто непосредственно будет выдавать талон техосмотра и сколько это будет стоить, а также в каком порядке и кем будут устанавливаться тарифы. Ясно одно. Российские власти пытаются привести нашу хромающую на все лапы административную систему к общеевропейскому и общемировому знаменателю. Это необходимо для интеграции России в общемировое сообщество как цивилизованного государства. По словам идеологов реформы, одна из основных ее идей, услуги госструктур, связанные с получением платы от граждан и организаций, по сути, являются обыкновенной кормушкой. Здесь и лицензирование, и разрешительная деятельность, и пресловутый техосмотр