Сегодня за растаможку машины с объемом двигателя до 2,5 литра физическое лицо платит 0,85 евро с "кубика", свыше 2,5 литра - 1,4 евро с "кубика". Новая шкала "для всех", одна из версий которой просочилась в СМИ, является более дифференцированной и весьма жесткой: до 1 л - 0,85 евро за 1 куб. см, от 1,0 до 1,5 л - 1 евро, от 1,5 до 1,8 л - 1,5 евро, от 1,8 до 2,3 л - 1,75 евро, от 2,3 до 3,0 л - 2 евро, свыше 3 л - 2,25 евро. Если принять среднюю кубатуру ввозимого автомобиля за 2 литра, то сбор возрастет примерно вдвое - с 1700 до 3500 евро. Кому это выгодно? В 2002 году более 500 тысяч автомобилей въехало на просторы нашей страны без уплаты НДС, то есть государство недосчиталось около двух миллиардов долларов налоговых поступлений (всего, по данным ГТК, в 2002 году за ввоз транспортных средств были получены таможенные платежи в сумме около 49,3 миллиарда рублей, то есть около полутора миллиардов долларов). Первая заинтересованная сторона налицо. Поищем другие. "На нашем бизнесе - а мы торгуем дорогими и престижными автомобилями - новые таможенные правила никак не отразятся. У нас совершенно иной класс покупателей, с другими жизненными ценностями и другими доходами. Те, кто за 18-20 тысяч долларов покупает трехлетнюю иномарку, не наши клиенты - новая Audi того же класса стоит примерно в два раза дороже. Но это и не клиенты российского автопрома. Нововведение отразится на тех автомобилях, чей ценовой класс расположен где-то посередине. Я имею в виду иностранных производителей, чья новая продукция стоит в районе 10 тысяч долларов", - пояснил глава российского представительства компании Audi AG Оскар Ахмедов. И это действительно так. Похоже, одним из лоббистов новых пошлин выступаетЙ компания General Motors - в московском представительстве автокорпорации этого особо и не скрывают. "Вопрос о пересмотре таможенных пошлин и налогов на импортные автомобили для нас очень важен, уравнивание НДС является ключевым инструментом для достижения российским правительством целей по созданию благоприятных условий как для российской автомобильной промышленности, так и для привлечения иностранных инвестиций в этот сектор экономики. Это сказывается на иностранных производителях и импортерах, которые инвестировали значительные средства в производство новых автомобилей и комплектующих, организацию продаж, сервисного обслуживания и подготовку персонала. Продолжение прежней политики может превратить Россию в свалку старых автомобилей", - говорит генеральный директор GM СНГ Хайди Маккормак. Американцы действительно запустили в России в производство сравнительно недорогой (около 8,5 тысячи долларов) внедорожник Chevrolet-Niva, поэтому конкуренты в лице подержанного импорта им на нашем рынке не нужны. Цена вопроса - около 550 миллионов долларов, из которых примерно 250 миллионов вложила GM собственно в конвейер, и еще 300 миллионов дал Европейский банк реконструкции и развития на создание инфраструктуры по производству современных высококачественных автокомпонентов. Есть что защищать. Французы, которые к 2005 году планируют запустить в Москве завод мощностью 60 тысяч машин в год (стоимость проекта - 250 миллионов долларов), не столь резки в выражениях, но гнут ту же линию. "Треть рынка, заполненная секонд-хендом, - это ненормально, это очень много. Разумеется, мы против такого импорта, он препятствует развитию производства автомобилей в России, однако решение принимаем не мы, а ваше правительство. Сегодня самым перспективным сегментом российского авторынка являются новые автомобили по цене 10 тысяч долларов, они доступны и выгодны, поскольку расходы на их эксплуатацию значительно меньше, чем на подержанные машины. Так что новые пошлины нужны и нам, и населению России тоже", - пояснил пресс-секретарь компании "Автофрамос" (официальный представитель Renault в России) Ян Доризон. Кстати, Renault намеревается выпускать в России доступные по цене легковушки Х90. Вот вам еще одна заинтересованная сторона. Дилеры крупных западных производителей, не имеющих в России собственного производства, тоже заинтересованы в уменьшении не подконтрольного им импорта подержанных автомобилей. Это понятно. Компаниям, торгующим новыми автомобилями, станет значительно легче - разрыв в ценах сократится. "Все должны играть в равных условиях, работать в рамках единого правового поля, так что с этой точки зрения данное нововведение совершенно справедливое. К тому же, как известно, там, где есть льготы, причем не важно какие, неизбежно возникают злоупотребления. Например, не секрет, что некоторые не особо добропорядочные компании оформляли свои автомобили именно на частных лиц", - говорит Оскар Ахмедов. Более того, российские автодилеры могут вплотную заняться рынком подержанных иномарок. "Если постановление будет принято, наша компания начнет открывать салоны, где будут продаваться такие автомобили. На Западе мы в отличие от "частников" можем покупать их оптом, поэтому здесь есть возможность сделать хороший бизнес. Да и для клиента это удобно - он берет машину не с рынка, не у непонятного лица, а у компании, которая отвечает по своим обязательствам", - объяснил "Итогам" член правления компании "Автомир" Сергей Алексейчук. Кому это невыгодно? Предполагается, что изменение таможенных правил для частных лиц ударит по тем, кто перегоняет машины в Россию для последующей перепродажи. Так ли это? "Уже давно никто не гоняет нормальные машины на авторынок, их везут только на заказ конкретному человеку и с большой предоплатой. А на базар попадают только "помойки" - сильно битые, "утопленницы" или с откровенно липовыми документами, - утверждает автобизнесмен-индивидуал Сергей, который на днях пригнал из Германии очередной BMW. - Хорошую машину на этом фоне там продавать просто невыгодно. Что касается салонов, которые обещают гарантии на свой товар, то это палка о двух концах - сегодня все фирмы юридически грамотные и договор может быть составлен очень хитро, так что в итоге продавец ни за что не несет ответственности. "Наехать" на автосалон очень сложно, а вот на простого перегонщика проще простого, поэтому мы очень дорожим своей репутацией". Интересно, что Сергей видит в повышении пошлин и положительные стороны - все должны быть в равных условиях. "Да, цены поднимутся и часть перегонщиков потеряет работу, но что же тут поделаешь. К тому же не секрет, что этот бизнес давно уже контролируется фирмами, а машины просто оформляются на физлиц. Честные перегонщики, чьи телефоны народ передает из рук в руки между своими людьми, без работы не останутся", - пояснил Сергей, который, как выяснилось, по образованию еще и экономист. Главным пострадавшим будет, разумеется, конечный потребитель. Цены на отечественном авторынке вырастут. Между тем, как мы выяснили, самой популярной подержанной иномаркой в России является Toyota, причем не простая, а праворульная. На этих машинах ездит половина России - та, что за Уральским хребтом. Иных машин там практически не знают, во всяком случае на Дальнем Востоке: там и милиция на "японках", и "Скорая помощь", и МЧС. По данным ГТК, из общего количества автомобилей 1995-1998 годов выпуска, оформленных в 2002 году, львиная доля (47,3 процента) была ввезена именно через Дальневосточное таможенное управление. По дальневосточникам новое постановление ударит сильнее всего. Арифметика здесь предельно простая. Если принять упомянутую выше версию новых ставок, то таможенный платеж за среднестатистическую "японку" с полуторалитровым движком вырастет с 1275 до 2250 евро, то есть почти в два раза. В доли стоимости такой машины эта прибавка даст от 15 до 30 процентов. Фактически автом обильному бизнесу небогатого дальневосточного населения настанет конец. Ныне здравствующие машины, которые до сих пор приморцы меняли достаточно часто, теперь будут эксплуатироваться "до победного конца", что с точки зрения безопасности движения плохо. Что же имеем в "сухом остатке"? В Москве, Петербурге и еще нескольких благополучных городах - прогресс. Вместо подержанных иномарок люди будут покупать иномарки новые, пусть даже классом ниже, например тот же Ford Focus российской сборки вместо 5-летнего BMW 520. Полубандитские авторынки умрут, и на их место придут цивилизованные салоны "автосеконд-хенд". Это хорошо. А глобально, по всей стране? Будет ли омолаживаться наш автопарк, средний возраст которого приближается к 20 годам? Вряд ли, 3-7-летние иномарки, запрещай их или не запрещай, к этому не имеют никакого отношения. У них совершенно иной стоимостный уровень - от 7 до 20 тысяч долларов, в то время как среднестатистическая российская машина - это 12-15-летняя ржавая вазовская "классика" за 1000-1500 долларов. Она гремит, дымит, поливает дорогу маслом и посыпает ее запчастями, еле тормозит, но едет, и под лобовым стеклом у нее гордо красуется талон техосмотра. В цивилизованных странах (в числе которых мы тоже хотим быть) такое просто немыслимо - подобную "помойку" просто никто не выпустит на дорогу. Более того, система там построена так, что иметь старую машину невыгодно: она не укладывается в современные экологические нормы - плати, является объектом повышенной опасности - опять плати (более высокая страховка, причем там она обязательна!), оригинальные запчасти на снятые с конвейера модели дороги - еще раз платиЙ У нас, как известно, такого нет - обязательны только взятки автоинспекторам, и можно ездить сколько угодно и на чем угодно. По большому счету автомобиль стал в России слишком доступней. Но это отдельная тема, которая опять-таки к подержанным иномаркам отношения не имеет. Что касается пользы тех, кто хочет производить автомобили в России, то здесь все тоже не столь однозначно. Одними пошлинами проблем не решить. "Этого мало, - заявил "Итогам" представитель одной западной компании, пожелавший остаться неназванным, - если ваше правительство действительно хочет иметь нормальный собственный автопром, то нужны и иные, более серьезные меры". Нужны государственные гарантии и льготы тем иностранным производителям автокомплектующих, которые будут налаживать их выпуск в России. Причем в первую очередь для иностранных компаний - GM, Ford , Renault и других, то есть для тех, кто заплатит, а уже потом для ВАЗа и ГАЗа... С этой логикой трудно не согласиться.