По его словам, комиссия будет рекомендовать правительству следующие объемы таможенных ставок и налоговых платежей на автомобили сроком эксплуатации более 3 лет, но не менее 7 лет:
- с объемом двигателя 1 тысяча куб см - 0,85 евро за 1 куб см;
- с объемом двигателя от 1 тыс до 1,5 тыс куб см - 1 евро за 1 куб см;
- с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 тыс куб см - 1,5 евро за 1 куб см;
- с объемом двигателя от 1,8 до 2,3 тыс куб см - 1,75 евро за 1 куб см;
- с объемом двигателя от 2,3 до 3,0 тыс куб см - 2 евро за 1 куб см;
- с объемом двигателя более 3 тыс куб см - 2,25 евро за 1 куб см.
Пока трудно предположить, сколько времени потребуется правительству, чтобы утвердить новые импортные пошлины. Регулирование ввоза легковых автомобилей всегда приобретает политический оттенок и дается руководству страны с большим трудом.
Например, на повышение импортного тарифа на легковушки старше семи лет (введены с 1 октября 2002 года) правительству потребовалось больше года. Замруководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил, что не может даже предположить, когда кабинет министров рассмотрит предложение комиссии.
В оценках влияния повышения пошлин на рынок подержанных иномарок участники рынка едины. Если правительство согласится с рекомендацией комиссии, "ввоз иномарок сильно сократится, а спрос на русские машины - вырастет", считает коммерческий директор компании "Автореал" Игорь Тимашков.
По словам администратора московского Мытищинского авторынка Алексея Романюка, машины в возрасте от трех до семи лет разделят судьбу своих собратьев старше семи лет - их просто перестанут ввозить. "Сейчас ничего нельзя купить на 5000 долларов, - говорит он.
- Если поднимут пошлины на остальные подержанные автомобили, выгодно будет ввозить только дорогие машины". Например, Lexus LX-400 за три года эксплуатации дешевеет примерно с 90 000 долларов до 35 000 долларов. "Это махровая защита старого отечественного автопрома, - добавляет Игорь Тимашков.
- Теперь основной спрос сместится в сторону российских машин и новых иномарок ценой до 15 000 долларов". При повышении спроса, полагает Алексей Романюк, российские машины начнут быстро дорожать.
Как подчеркнул Ежов, решение об унификации таможенных ставок принято в связи с тем, что 80 проц подержанных иномарок оформляются как ввозимые физическими лицами, а используются юридическими лицами.
До сих пор при ввозе автомашин физические лица пользуются льготным порядком таможенного оформления - таможенный платеж для них рассчитывается простым перемножением объема двигателя в кубических сантиметрах на ставку платежа в евро. В отличие от граждан компании-импортеры платят так называемый совокупный таможенный платеж. Он включает таможенный платеж (25% от таможенной стоимости автомобиля), налог на добавленную стоимость (еще 20%), акциз и сбор.
В результате получается, что частное лицо платит примерно в два раза меньше. Пока эта легальная возможность сэкономить на таможенных платежах активно используется.
Кроме того, такое положение ставит в невыгодное положение совместные предприятия по производству в России импортных автомобилей.
P.S.
Cледует отметить, что пока решение о повышении пошлин принято лишь правительственной комиссией. Для его вступления в действие необходимо, чтобы соответствующий документ подписал премьер-министр Михаил Касьянов. Так что шансы, что новые пошлины не введут, еще есть.