Дело в том, что ввезенные во время "автомобильной лихорадки" в августе-сентябре машины еще не распроданы (по оценкам экспертов, их хватит до конца января). Поскольку ажиотажного спроса нет, то и сегодня можно найти на рынке Passat 94-го года прямиком из Германии за 7,3 тыс. долл., семилетний двухлитровый Golf за 5 тыс. долл.
с небольшим, Toyota Corolla 1995 года выпуска - в пределах 6,3 тыс., семилетнюю Daewoo Nexia с кондиционером, ГУРом и стеклоподъемниками чуть дороже 3,5 тыс. долл.
Правда, этот уровень цен сохранится недолго. Продавцы иномарок прогнозируют небольшой рост цен (в пределах 100 долл.) в январе, когда запасы ввезенных в страну "семилеток" будут заканчиваться. Но повода для огорчений нет: их место займут иномарки, не достигшие критического возраста. Дело в том, что российские таможенники считают возраст машины по месяцам, а не по годам - т.е. выпущенная в мае 1996 г. иномарка будет считаться "семилеткой" не с 1 января, а только с 1 мая 2003 г. Предусмотрительные перегонщики учли этот момент: по данным ГТК о ввозе в Россию машин во второй половине 2002 года, в ноябре российские граждане практически не ввозили в страну машины старше семи лет, зато количество иномарок шести лет от роду увеличилась практически в 1,5 раза.
Как заявил "Газете" Ю.Бразис, директор одного из крупнейших в Литве авторынка, ориентированного на российский спрос, "уже сейчас наметилась тенденция к скупке 6-летних машин вместо самых популярных этим летом 7-леток. Иномарки в возрасте 6 лет в среднем на 500 долл. дороже семилеток, но при отсутствии альтернативы это не такие уж большие деньги". При этом следует учесть, что рост цен будет сопровождаться и ростом качества машин - все-таки машина на год моложе. Так что и в следующем году на российских авторынках можно будет купить Toyota Corolla начала 1996 года по цене 5,3 тыс. долл. или 6-летний Volkswagen Golf не дороже 6 тыс.
Еще одну лазейку в законодательстве нашли автомобилисты Дальнего Востока.
Как известно, машины с дизельными движками дешевле бензиновых аналогов - в результате к началу зимы на таможнях скопилось около 1,5 тысяч дизельных "японок". Но с 1 декабря дизельные грузовики и автобусы из Японии не могут пересекать российскую границу без экологического сертификата, а таможенникам запрещено оформлять подержанные дизельные машины без соответствующей справки. Правда, никто толком не знает, как должен выглядеть документ.
Известно, что сертификат формы ЕВРО-1 отражает параметры подержанного дизельного транспорта на окись углерода, углеводороды и оксиды, но у российского правительства на сегодня нет информации о том, совпадает ли экологический стандарт Японии со стандартом ЕВРО-1. Неясно также, кто именно должен выдавать экологические справки российским покупателям. Из-за неразберихи во Владивостоке сложилась парадоксальная ситуация: владельцы машин не могут забрать автомобиль с таможни.
Правда, из тысяч владельцев застрявших на границе автомобилей все-таки нашелся один, который раздобыл требуемый экологический сертификат - прямо из Японии с завода-изготовителя. Теперь таможенники ломают голову, как соотнести предъявленный документ с постановлением правительства, поскольку в последнем нормы указаны в граммах на час, а в японском сертификате считают граммы на километр.
Многие автомобилисты получают разрешение на ввоз машин не совсем легальным путем, покупая некое подобие экологического сертификата за 100-150 долл. Собственно, дополнительные расходы и являются основной причиной роста цен на подержанные японские автомобили. В ближайшие 2-3 месяца значительного повышения цен на иномарки дальневосточники не ожидают.