Лоббисты от автомобилестроения говорят, что российская промышленность, в которой занято более 800 000 человек, может рухнуть, если ее не защитить от иностранной конкуренции. Автомобилестроителей поддержал президент Владимир Путин, который заявил, что министрам не хватает "смелости", чтобы помочь российским компаниям.
Переговорщики из Европейского союза сказали, что нынешний импортный тариф в 25% может оказаться слишком высок для ВТО.
"Сегодня тариф в 25% не выходит за разумные пределы, но скорее всего в ближайшие 10 лет его придется сократить до 15%, - заявил представитель ЕС, попросивший не называть его имени. - Если тариф будет повышен, они просто будут продолжать производить плохие машины, и никогда не станут конкурентоспособными".
В последние два года в российском автомобилестроительном секторе продолжается процесс массовой консолидации. Богатые сырьевые компании скупают крупнейшие автомобильные предприятия страны. Производитель стали "Северсталь" купил "УАЗ", выпускающий внедорожники. "Сибирский алюминий", возглавляемый Олегом Дерипаской, приобрел "ГАЗ", занимающий второй место в стране по объему производства автомобилей, и несколько автобусных заводов.
Дерипаска и Алексей Мордашев, глава "Северстали", настойчиво требуют, чтобы правительство обеспечило им защиту, пока они реструктурируют заводы, обремененные на момент покупки огромными долгами, использующие до сих пор устаревшие технологии, зависящие от ненадежных поставщиков. Производительность труда на этих предприятиях очень низка.
Либеральные представители правительства говорят, что потребители нуждаются в недорогой альтернативе российским машинам, которые гораздо дешевле западных, но считаются ненадежными и неэффективными. В июне премьер-министр Михаил Касьянов сказал, что государственную поддержку промышленности нельзя оказывать в ущерб автолюбителям.
По словам Касьянов в ближайшие семь лет следует сохранить таможенные пошлины на все автомобили на уровне 25%. Впоследствии тарифы можно будет понизить. Представители сектора просят увеличить тарифы до 35%.
Однако Касьянов удовлетворил требование защитить российский рынок от подержанных иномарок, которые напрямую конкурируют с новыми российскими машинами. Многие россияне предпочитают четырехлетний "форд" или "фольксваген" новой "ладе". В прошлом году в России было продано 450 000 иностранных автомобилей, из них лишь 90 000 новых.
В настоящее время импортеры используют лазейки в законодательстве, чтобы снизить импортные пошлины, а то и вовсе их не платить.
В четверг правительство утвердило резолюцию, согласно которой все такие лазейки будут перекрыты. Все подержанные автомобили будут облагаться пошлиной в 25%, вне зависимости от того, кто привез их в страну, частные лица или компании. Кроме того все владельцы машин старше семи лет, как российских, так и зарубежных, будут обязаны платить увеличенную страховку.
Этот шаг выгоден иностранным производителям, которым нет смысла строить в России заводы по сборке машин, когда подержанные иномарки настолько дешевы. Объемы иностранных инвестиций в российскую автомобильную промышленность гораздо ниже, чем в других посткоммунистических государствах, таких как Чешская республика и Венгрия.
Статья получена: InoPressa.ru