Законопроект "Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств" был принят в первом чтении 5 апреля. Разработчики тогда решили, что закон вступит в силу с января 2002 года, но несколько лет будут действовать только те его статьи, которые касаются возмещения ущерба жизни и здоровью автомобилистов. Страховщики выплачивали бы компенсации, только если ДТП повлекло человеческие жертвы и увечья.
Такой подход депутатам казался логичным: карманы автовладельцев не опустошит недорогая обязательная страховка (ожидалось, что ее стоимость не превысит 400 руб. в год), а страховщикам за это время удастся подготовиться к вступлению в силу в 2005 году остальных частей закона, регулирующих компенсацию имущественного вреда.
Согласно законопроекту, максимальная сумма страховых выплат по страховому случаю должна превышать 400 тыс. руб. На лечение одного пострадавшего в аварии по закону полагается до 160 тыс. руб., на ремонт одной разбитой машины – до 120 тыс. руб. Если пострадавших несколько, общие выплаты по ущербу здоровью составят 240 тыс. руб., а по нескольким разбитым автомобилям – 160 тыс. руб.
Однако уже ко второму чтению стало ясно, что страховщикам потребуется на подготовку не один месяц. И на вчерашнем заседании комитета разработчики решили не вводить закон в действие раньше января 2003 года. Инициатор этого решения замглавы банковского комитета Госдумы Владимир Тарачев сказал: "На создание инфраструктуры потребуется шесть-восемь месяцев; страховщики должны успеть сплести паутину договоров, чтобы в каждом российском субъекте представитель компании мог принимать заявления об убытках от автовладельцев. Кроме того, надо успеть создать федеральный гарантийный фонд для выплат – общую информационную поляну по передаче данных по застрахованным".
К 2003 году должен быть завершен подготовительный период для полноценной страховки ответственности автовладельца – с выплатами по имущественному ущербу и по ущербу здоровью. Это означает, что автомобилистам придется заплатить за обязательный полис больше ранее обещанных 400 руб. По прогнозам разработчиков, автовладельцам-москвичам она обойдется в $50, а водителям в регионах – примерно в $30.
Правда, подорожание страховок разработчики проекта решили отчасти компенсировать: в течение полугода водителей, которые сели за руль без полиса, штрафовать не будут. Как заявил Владимир Тарачев, "мы сделали скидку на российскую недисциплинированность и одобрили положение о взимании штрафов с 1 июля 2003 года, в то время как закон начнет действовать с января того же года". Штрафы варьируют от 3 МРОТ (если доказать работнику ГИБДД, что полис просто забыт дома) до 7 МРОТ (если страховки нет вовсе).
Вчера же депутаты придумали, как они считают, оптимальный способ взаимодействия государства, федерального страхового фонда и страховщиков. Схема такова: новый фонд – это "денежный мешок" для выплат, куда страховщики на индивидуальные счета будут перечислять свои сборы. Выплаты для клиента конкретного страховщика будут сниматься с субсчета компании. Средства страховщиков не перейдут в собственность государства, а будут переданы в управление государственной управляющей компании.
По словам господина Тарачева, в России аналогичных организаций пока нет и управляющую компанию придется создавать с нуля, как, впрочем, и сам страховой фонд. Управляющая компания пробудет государственной лишь несколько лет, после этого будет проведен тендер на ее приватизацию.
В таком виде закон рекомендован комитетом ко второму чтению. Разработчики надеются, что он наберет не менее 260 голосов. Насколько эти прогнозы верны, станет ясно 22 ноября, когда пройдет голосование.