ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. Алексей И.
никогда не боялся оставлять свой Mercedes-190 на ночь под окнами: ведь окна смотрели прямо на базу ОМОНа. Но однажды в половине пятого утра Алексей проснулся от страшного грохота. Выглянул в окно и увидел, что в его Mercedes врезалась «семерка» «Жигули». Пьяный водитель «Жигулей» попытался уехать — не получилось, бросился убегать — догнали омоновцы, охранявшие базу. Вызвали ГИБДД. Те оформили аварию, свозили водителя «семерки» на освидетельствование и на прощание посоветовали Алексею забрать у «терминатора» паспорт. «Терминатор» оказался жителем Магадана по фамилии Мордвов, однако в Москве у него жили гражданская жена и самый настоящий ребенок. На следующий день Алексей позвонил виновнику. Тот признал ошибку и обещал заплатить требуемые на ремонт две тысячи долларов, как только соберет деньги. Так продолжалось две недели. А потом Мордвов пропал. Квартира оказалась съемной. И после того, как он с нее съехал, найти гражданина Мордвова, уроженца солнечного Магадана, в десятимиллионной Москве оказалось делом совершенно невозможным. Алексей рад бы посудиться, да не с кем. Машину свою он, конечно, починил. А паспорт остался на память.
Еще одна типичная история, на этот раз из адвокатской практики. Однажды клиент, обладатель ВАЗ-2106, ехал по шоссе Энтузиастов в сторону области. Неожиданно ему навстречу вылетел грузовой ЗИЛ. Столкновение. Все остались живы. Водитель ЗИЛа ни на миг не потерял рассудка и с места происшествия, дворами и огородами, скрылся. Пьян был, не иначе. Грузовик нашли через сорок минут, а потом и его хозяина — мебельную фабрику. Ей, по логике вещей, и платить как виновнику. Но сначала надо это доказать. Начался суд. Фабрика тоже не без юристов. И на заседании неожиданно появляется приказ об увольнении водителя, подписанный за два дня до аварии. Логика понятна? Дескать, водителя-белоруса мы уволили, а он, такой-сякой, без нашего ведома, самовольно взял машину. Угнал то есть. В милицию мы не стали обращаться, так как грузовик нашелся. Платить отказываемся. Где водитель — понятия не имеем. Что тут возразишь? Но адвокат не растерялся, а попросил суд обязать ответчика представить документы складского учета. Выяснилось, что в день ДТП «уволенный» водитель расписывался за получение груза. В итоге с фабрики удалось взыскать 5000 долларов на ремонт и эвакуацию (на эти деньги можно было купить и «обставить» по полной программе новую машину), 300 долларов морального вреда (за то, что трепали нервы и уходили от ответственности) и гонорар адвокату — 250 долларов.
Без опытного защитника шансы получить деньги у владельца «шестерки» были бы минимальны. Даже составить заявление в суд — почти наука: надо соблюсти семь требований по форме и содержанию, иначе не примут.
В то же время и адвокатская защита — не панацея. Особенно если за рулем солдат из бедной войсковой части или дедушка-пенсионер на «Запорожце» по доверенности. Денег у них нет — как ни тряси. Бывает, конечно, что иной гражданин формально нищ как церковная крыса, а на самом деле — крепкий кулак. Просто платить не хочет. По закону к такому сложно подобраться. Но можно «по понятиям». Вариант с привлечением бандитов еще пару лет назад был очень популярен. Бандиты решали вопросы оперативно и без лишних формальностей. Однако не очень приятно, когда за тебя ходатайствуют с паяльником в руках, кроме того, легальные охранные структуры либо просто бандиты все реже соглашаются участвовать в подобных разборках: даже если требования вполне справедливы и обоснованны, недолго и срок схлопотать за вымогательство, если должник напишет заявление борцам с оргпреступностью. Так что к такому способу прибегать не советуем.
Словом, остаться без денег не просто, а очень просто. Особенно если виновник сообразителен (взял, например, и оторвал под шумок знак «Уступи дорогу») или работает в серьезной государственной структуре — ФСБ, МВД, Управлении делами Президента и прочих многочисленных российских силовых ведомствах. Тут нельзя исключать, что сотрудники ГИБДД в угоду «коллегам» пойдут на подлог. (Сразу скажем: если у вас появились такие подозрения, изложите их в протоколе, а потом в жалобе в прокуратуру и службу собственной безопасности МВД).
На все эти муки обречен человек без страховки. Почему же, предвидя их неизбежность, любой российский автомобилист до сих пор куда легче объяснит вам смысл слова «авось», чем выражения «гражданская ответственность», не говоря уже о «полном каско»?
A продолжение - завтра...
Источник - журнал «АВТОПИЛОТ». ТЕКСТ АЛЕКСЕЙ КАМЕНСКИЙ, ДМИТРИЙ ПОПОВ, СЕРГЕЙ ШЕРСТЕННИКОВ. Индекс издания - 73109.