Правда, спорить было практически не из-за чего. В России этилирование бензина - добавление тетраэтилсвинца для увеличения его октанового числа с 76 до 93 (и соответственно повышение продажной цены и акциза) - применялось достаточно широко до середины 90-х годов.
По данным Министерства энергетики, в 1995 году доля неэтилированного бензина в общем объеме производства всех остальных марок бензина доходила до 50 процентов.
Хотя всем и давно было известно, что использование такого бензина ведет к интоксикации организма человека, отрицательно сказывается на здоровье детей, вызывая задержку умственного и физического развития, нарушение деятельности центральной нервной системы. Но отсталость нефтеперерабатывающей промышленности, которая не могла обеспечить рынок достаточным количеством высокооктанового неэтилированного бензина, вынуждала пользоваться свинцовыми добавками.
Теперь ситуация изменилась: нефтеперерабатывающие заводы реконструированы, а в России резко возрос ввоз иномарок и параллельно началось собственное производство автомобилей, отвечающих экологическим нормам "Евро-2" - со специальными дорогостоящими нейтрализаторами. Использование этилированного бензина на такой машине категорически запрещено: нейтрализатор немедленно и навсегда выходит из строя. Естественно, встал вопрос о том, чтобы владелец машины, отвечающей европейским нормам, имел возможность заправиться нормальным топливом на всей территории России.
До последнего времени этилированный бензин производился уже лишь на трех российских заводах - в Ангарске, Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. В прошлом году российские власти были готовы наложить полный запрет на использование этой отравы внутри страны, разрешив его производить для экспорта только в страны СНГ. Однако наши бывшие собратья по СССР уже сами вводят аналогичные запреты. И российские законодатели решились на принятие закона, полностью запрещающего и производство, и использование этилированных бензинов.
С законопроектом согласился даже Минфин, который отвечает за доходы казны. Специалисты подсчитали: в случае, если прекращение выпуска этилированного бензина в стране не будет компенсировано в полной мере ростом производства бензина других марок, потери бюджетов всех уровней на акцизах составят не более 150 миллионов рублей. Это получается нынешняя цена нашего здоровья.
Так что очень скоро выхлоп автомашин на территории России станет чище. Парламентарии обещают, что новый закон начнет действовать уже с 1 января 2003 года