После окончания войны, 19 июня 1945 года в Кремле были показаны образцы новых отечественных автомобилей, а 26 августа вышло постановление ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности». Этот документ предусматривал начать серийный выпуск нового автомобиля с 28 июня 1946 года.
Появившись в 1945 году, этот автомобиль не мог претендовать ни на какое другое имя – только «Победа». Среди наших легковых автомобилей ей предстояло сыграть особую роль. «Победа» стала родоначальницей послевоенного поколения горьковских автомобилей и первым отечественным серийным автомобилем с несущим кузовом понтонного типа. Благодаря кузову такого типа, когда передние и задние крылья составляют со средней частью единое целое, конструкторы Андрею Алексеевичу Липгарту удалось добиться нового восприятия классического решения автомобиля.
Говоря о кузове «ГАЗ М20», необходимо отметить его великолепные аэродинамические качества. У «Победы» коэффициент аэродинамического сопротивления был равен всего 0,34, в то время как у автомобилей, появившихся одновременно с ней он был значительно выше. Превзойти этот показатель смогла только через 10(!) лет французская фирма Citroen со своей моделью DC19. Даже у Porsche 911 он составляет 0,37. Несущий кузов «Победы» зарекомендовал себя как исключительно прочный и долговечный. В значительной мере благодаря ему автомобиль снискал любовь и уважение таксистов – людей, особенно высоко ценящих надежные, добротные автомобили. На «Победах» впервые появились отличительные знаки такси, сохранившиеся до наших дней: шашечки и зеленый огонек за лобовым стеклом.
Конструкция оказалась очень перспективной. Независимая подвеска передних колес, несущий кузов, навеска дверей на передних петлях, капот аллигаторного типа, V-образное лобовое стекло, двигатель с тонкостенными вкладышами коленчатого вала, термостат в системе охлаждения, гидравлический привод тормозов и синхронизированная трехступенчатая коробка передач (с 1950 года) – все это впервые было применено на автомобилях марки «ГАЗ».
Первоначально «Победу» планировали выпускать с двумя типами двигателей. Первый вариант оснащался четырехцилиндровым мотором объемом 2120 куб/см мощностью 50 л.с. и развивал максимальную мощность 105 км/час, а на второй предусматривалась установка шестицилиндрового двигателя объемом 2850 куб/см мощностью 62 л.с. В этом случае максимальная скорость достигала 120 км/час. Но в условиях послевоенной нехватки горючего предпочтение отдали четырехцилиндровому двигателю, а шестицилиндровый решили использовать на более вместительном лимузине, который впоследствии получил обозначение «ЗИМ-12».
«Победа», рассчитанная на 5 человек, являлась по тем временам очень комфортабельным автомобилем. На ней устанавливался обогреватель салона, а на последних модификациях радиоприемник – в качестве стандартного оборудования, неслыханная роскошь по тем временам.
Несмотря на то, что она была предназначена главным образом для городских условий и дорог с твердым покрытием, «Победа» имела хорошую проходимость, дорожный просвет был равен 20 см, и она завоевала признание сельских шоферов.
Новый автомобиль не только превосходил своих предшественников – «ГАЗ М1» и «ГАЗ-11-73» - по прочности, надежности и экономичности, но и находился на одном уровне с лучшими зарубежными моделями своего класса. За создание «Победы» и запуск ее в серийное производство группа инженеров Горьковского автозавода главе с А.А. Липгартом в 1949 году была награждена Государственной премией.
Как только первые «Победы» появились на дорогах Западной Европы, первыми на них стали ездить наши офицеры, работавшие в Союзнической миссии в Вене, о ней заговорили. Солидный английский журнал «Мотор» опубликовал в 1952 году доброжелательную статью, в которой так отозвался о «Победе»: «Это автомобиль исключительно русский. Самая сильная сторона «Победы» - способность надежно работать на любых дорогах». А автомобильные фирмы начали выпускать свои модели, очень похожие на нее. Так, например, английская фирма Standart начала с 1949 года серийный выпуск модели Vengard, в точности повторявшей нашу «Победу».
Автомобиль неоднократно модернизировали. В 1949 году увеличили передаточное число заднего моста, изменили расположение глушителя, усовершенствовали карбюратор, а для улучшения комфорта опустили на 5 сантиметров подушку заднего сиденья. Одновременно изменилась облицовка передней части кузова: она стала двухэтажной, сохранив общее число планок.
С 1950 года «Победа» получила новую коробку передач. Взамен прежней, с рычагом переключения на полу, заимствованной еще от «ГАЗ М1», появилась новая коробка, тоже трехступенчатая, но с рычагом переключения передач, расположенным на рулевой колонке.
Параллельно с выпуском автомобиля с кузовом седан, с 1949 по 1953 года завод выпускал модификацию с кузовом кабриолет. Поскольку кузов являлся несущим, то пришлось компенсировать отсутствие жесткой крыши всякими усилителями и оставить жесткие стойки оконных рамок дверей. В результате кабриолет потяжелел на 35 кг, а из-за брезентового верха ухудшилась обтекаемость и, как следствие, уменьшилась до 100 км/час максимальная скорость, а расход топлива увеличился до 11,5 л/100 км пробега. Но несмотря на это удовольствие от поездок в кабриолете было огромным. Всего было выпущено 14 222 автомобилей «Победа» с открытым кузовом.
Следующая серьезная модернизация была проведена в 1955 году. Мощность двигателя повысили до 52 л.с., усовершенствовали карбюратор, подшипники передних колес, увеличили диаметр тормозных цилиндров. Одновременно изменили оформление панели приборов, установили более изящное рулевое колесо с кольцевой кнопкой сигнала и радиоприемник. Изменилась форма передних крыльев и оформление носовой части. Вместо двухэтажной решетки установили облицовку с массивным выпуклыми декоративными накладками, а с переднего бампера убрали верхнюю перемычку между клыками. Такая модификация получила обозначение «М20В».
С 1951 года «Победу» стали производить в Польской Народной республике на заводе «ФСО» под обозначением «Варшава М20». Позднее ее модифицировали (изменили форму кузова, установили двигатель мощностью 70 л.с.) и под обозначением «Варшава 223» выпускали до 1973 года. Всего было изготовлено 253 тысячи автомобилей «Варшава» - больше, чем самой «Победы».
На автомобилях «Победа-Спорт» были выиграны три чемпионата СССР по кольцевым автогонкам – в 1950, 1955 и 1956 годах. А в 1956 году на гоночные трассы вышел вариант с открытым кузовом и верхнеклапанным двигателем «ГАЗ-21».
Производство «ГАЗ М20 «Победа» было прекращено в 1958 году. Всего было выпущено 235 999 автомобилей, из них 184 285 седанов, 14 222 кабриолета и 37 492 такси. Об этом автомобиле можно сказать только одно: «ГАЗ М20 «Победа» стала настоящей победой отечественного автомобилестроения послевоенного периода.