О том, почему на "тольяттинской площадке" стало так мало машин, корреспонденту тольяттинского информационного агентства "АРиА" (газета "Тольяттинское обозрение") рассказал коммерческий директор фирмы «Восток-Лада» Михаил Кочережко:
- Есть несколько причин, по которым на тольяттинских площадках сейчас не хватает машин.
Во-первых, в мае традиционно наблюдается рост продаж. Процентов на 20-30%. Во-вторых, производственная программа автозавода в начале года была снижена. С января по март АВТОВАЗ работал по сокращенной программе и только в апреле вышел на полный объем. Но в мае из-за большого количества праздников выпуск машин снова оказался снижен. В-третьих, АВТОВАЗ в отличие от прошлого года не делал попытку резко завысить цены на автомобили, что является немаловажным фактором, влияющим на их хорошую продажу. И, в-четвертых, увеличилось количество автомобилей, отправляемых в регионы. За нашей компанией, например, закреплено четыре региона, куда мы отправляем большую часть машин.
Тольяттинцы в месяц покупают не более двух тысяч авто, а местные фирмы отгружают на тольяттинскую площадку до 10-15 тысяч штук. Поэтому тольяттинский покупатель нисколько не страдает. Тем более что сейчас почти все тольяттинские и самарские банки стали активно кредитовать местных покупателей, чего еще 2-3 года назад не было. Конечно, сейчас выбор машин несколько сократился, но это касается больше мелких фирм.
Требования к дилерам ужесточаются. Конечно, чтобы их выполнить, потребуются инвестиции. По нашим оценкам, дилер должен вложить в развитие фирмы примерно 800 тысяч долларов. Если продавать по 200-300 машин в месяц, все эти вложения можно окупить за 5-6 лет. Для сравнения: чтобы стать дилером БМВ, надо вложить около четырех миллионов долларов, и они окупаются еще дольше. И по-другому нельзя - не построишь красивый магазин, не продашь товар.
АВТОВАЗ уже объявил о том, что число тольяттинских фирм, которые будут торговать в розницу, значительно сократится. Их у нас 200, а должно остаться не более 20. По идеологии развития дилерской сети, подписанной президентом АВТОВАЗа, фирма должна продавать в розницу не менее 100 автомобилей в месяц. Поскольку в Тольятти ежемесячно продается две тысячи машин, останется не более 20 розничных фирм. Но АВТОВАЗ в свою очередь также должен идти навстречу дилеру. Например, у дилера, который продает иномарки, есть фиксированный доход, который он может получить с торговли, с запчастей и сервисной сети. АВТОВАЗ сегодня закрепил за дилерами доход по продаже автомобилей. По сервису повышена ставка, идет работа по запчастям. Все это АВТОВАЗ должен гарантировать дилеру, как и квоту автомобилей. А пока что квоты есть только у оптовых дилеров и дистрибьюторов, а вот у региональных дилеров их нет, они полностью зависят от нас. Естественно, есть минусы, надеюсь, что временные, которые осложняют работу дилерской сети. Хронически не хватает фирменных запчастей, завод не может полностью удовлетворить заявки дилеров по цвету, по комплектации, бывают случаи некомплекта, когда машина приходит с завода без части комплектующих. Это приводит дилеров к убыткам. Не все идет гладко. И хотя эти проблемы еще далеки от разрешения, но я вижу, что завод их пытается решать.