А начиналось все банально. Девушка решила приобрести автомобиль. Выбор пал на недорогого симпатягу Daewoo Matiz. Цена привлекательна, внешний вид чертовски привлекателен, да и габариты те, что надо. Подходящий вариант нашелся в автосалоне ассоциации “Авто’Кей”, что на Малой Тульской, и в сентябре 2002 года машина стала собственностью Тамары. В те счастливые времена крупные автосалоны самостоятельно ставили новенькие автомобили на учет в ГИБДД — не жизнь, а сказка: не нужно самому стоять в очередях. Местные технари оснастили малышку музыкой и сигнализацией, провели антикоррозионную обработку, прикрутили новенькие номера — катайся на здоровье!
Но идиллия продолжалась недолго. В начале нового, 2003 года произошла злополучная поломка, с которой и начались все последующие неприятности. Прямо во время движения под капотом что-то звякнуло, брякнуло, заискрилось и задымилось — примерно так описывает произошедшее потерпевшая. Машину доставили в фирменный техцентр, где механики констатировали скоропостижную кончину еще совсем юного двигателя. Им не оставалось ничего другого, как признать гарантийный случай.
Сотрудники техцентра пообещали справиться с проблемой всего за месяц. Но месяц прошел, а Тамару все кормили обещаниями. Между тем за сетованиями на различного рода трудности и несостыковки минул уже пятый (!) месяц ремонта. Все это время “безлошадная” Тамара терпеливо ждала и пыталась, как говорится, войти в положение, но любому терпению когда-нибудь приходит конец. Ее терпение закончилось в середине июня. Она в очередной раз позвонила на фирму и поставила ультиматум: либо возвращаете машину сегодня, либо я ее не приму никогда, со всеми вытекающими последствиями и расторжением договора купли-продажи.
Не пройдет и полгода...
— Меня тут же пригласили в офис, — рассказывает Тамара, — где сообщили, что моя машина готова. Это было даже неожиданно. И я немного покочевряжилась: заявила, что забирать машину с Ярославского шоссе, где находился техцентр, мне неудобно, и потребовала доставить ее на стоянку поближе к дому, на “Пражскую”...
17 июня машину привезли на эвакуаторе, мастер сдал автомобиль полноправному владельцу, о чем был подписан соответствующий акт. Затем девушке вручили две новых бумаги (справку-счет на покупку блока цилиндров и копию таможенной декларации). И добавили, что, дескать, двигатель у вас теперь без номера: установленный на ваш автомобиль новый блок цилиндров производители не пронумеровали. При этом представитель фирмы заверил, что двух имеющихся документов будет довольно для внесения изменений в техпаспорт и постановки на учет нового агрегата.
Тамаре пришлось лично выдвигаться в МРЭО, где, потратив уйму времени, ей так и не удалось внести необходимые изменения в документы: не хватило времени. Впрочем, и следующий визит в ГАИ, организованный уже при помощи специально обученных сотрудников “Авто’Кей”, не принес ожидаемых результатов. Скорее наоборот. При том, что Тамаре пришлось раскошеливаться на полис обязательного страхования (на дворе-то был уже июль), выяснилось, что к имеющимся в наличии документам для гаишников требуется еще одна бумага. А именно: грузовая таможенная декларация, подтверждающая, что блок цилиндров официально ввезен и растаможен, а не снят с соседней машины.
И опять потянулись “завтраки” и обещания: “подождите, ваш вопрос решается, на таможне все очень долго” и т.п. Одним словом, грузовой таможенной декларации у фирмы-продавца не нашлось и по сей день. А тем временем месячный срок регистрации нового двигателя по справке-счету уже закончился. При проверке номеров любой гаишник может просто арестовать Matiz за отсутствие указанных в техпаспорте номеров двигателя, а хозяйку — привлечь к ответственности.
Машину не отдам
При очередной встрече, когда уже вовсю запахло жареным, продавцы сделали Тамаре приятное предложение, а именно: забрать машину назад и вернуть уплаченные за нее деньги. Редкий по нашим временам поступок по отношению к клиенту. Видимо, проблемы с недостающим документом оказались серьезнее, чем казалось на первый взгляд. Благородно, скажете вы. Вот и девушка сначала обрадовалась: наконец-то придет конец ее страданьям, — а затем одумалась. Автосалон готов вернуть лишь сумму, полученную за машину (сегодня новенький Matiz в автосалонах стоит как минимум на 10 тысяч рублей дороже), установку сигнализации на ней и антикоррозионную обработку. При этом за все время эксплуатации авто его владелица вложила в транспортное средство значительную сумму. Приобрела комплект литых дисков и зимней резины. Определила все это на сезонное хранение в фирму “МВО” — весьма недешево. Купила страховой полис “Автокаско”, который, кстати, не действовал в процессе всей тяжбы с машиной. Потратилась на необходимый для ГАИ обязательный (и, как оказалось, ненужный) полис “автогражданки”. И это все — коту под хвост? Кто и когда вернет все эти деньги?! Продавцы, понятное дело, не хотят оплачивать чужую “головную боль”. “Автогражданку” придумали не они, и на покупке резины не настаивали.
Нет, не подумайте об ассоциации “Авто’Кей” плохо. За пять месяцев ремонта они уже компенсировали затраты по страховке и хранению резины в “МВО”, но не больше. Автосалон и так проявил себя неплохо: качественно выполнил сложный (правда, пятимесячный) гарантийный ремонт, честно пытался помочь в ГАИ, тщательно искал таинственную декларацию. Предложил в конце концов вернуть деньги за автомобиль. Ну что еще? Только вот незадача: все равно не смогли продавцы угодить своему клиенту. В борьбе за которого они были вынуждены взять на себя слишком тяжелый груз обязательств и ответственности.
Девушка не хочет отдавать свою машину, хоть и не может сегодня на ней ездить. Она собирается отстаивать свои права в суде и требовать у продавцов полной компенсации затрат — как материальных, так и моральных. Однако нам не хотелось бы огульно навешивать ярлыки и давать оценку тем или иным действиям автосалона или его клиента. Несмотря на все вышеизложенное, ваш корреспондент за покупкой нового автомобиля наверняка отправится именно в “Авто’Кей”. Ассоциация совершила по нынешним временам настоящий подвиг. На сегодняшнем рынке новых автомобилей еще поискать другого такого продавца, способного пойти на столь значительные уступки своим клиентам