ОАО АвтоВАЗ приступает к реализации ключевого пункта собственной программы развития. После запуска на конвейер нового автомобиля класса В, «Калины», тольяттинцы взялись за доводку Lada Priora. До недавнего времени автомобиль именовался ВАЗ 2170, но теперь «десятка №2» по настоянию маркетологов приобрела «иномарочное» имя. Конечно, обмануть отечественных потребителей вряд ли удастся, но привлекательность на немногочисленных экспортных рынках от этого только возрастет.
ВАЗовцы взялись за дело серьезно: первые «Калины» уже нашли хозяев, а «Приоры» должны встать на конвейер уже в следующем году.
Планируется, что выпуск достигнет величины в 235.000 автомобилей в год, из которых 35.000 уйдет на экспорт. Однако не все так безоблачно: по существу, эти два года решат дальнейшую судьбу ВАЗа: если рынок решит, что «Калины» и «Приоры» уступают самым дешевым «корейцам», то лучшее, что останется заводу – переключиться на углубление сотрудничества с GM и выпуск русифицированных Opel Astra.
Как известно, у завода нет средств для самостоятельного запуска Priora в серию: согласно разосланному инвестиционному меморандуму, ВАЗ вложил в проект только $2.2 миллиона, а недостающие $130 миллионов должны предоставить сторонние инвесторы. Пока, по сообщению пресс-центра Волжского автозавода, «Приорами» заинтересовались 18 фондов из России, Германии, США, Канады, Франции, Швеции и Эстонии. Так что найти-то деньги на проект вазовцы смогут, но второй попытки уже не будет – в случае неудачи денег «на исправление ситуации» не даст никто: в последнее время даже правительство устало верить в обещание капитанов индустрии и дало «зеленый свет» иностранным автопроизводителям.
Надо признать, что Priora появляется довольно своевременно: площадки ВАЗа никак не могли справиться с затовариванием этой весной, а продажи узбекской Daewoo Nexia подскочили в три раза по сравнению с прошлым годом. Так что модернизированная «десятка» придется как никогда кстати – главное, чтобы завод не позабыл о полезной практике регулярного фейслифтинга и устранения выявленных недостатков.
Производитель обещает, что Priora будет не просто модернизированной LADA 110, а практически новой моделью: изменению подлежат капот, передние и задние крылья, бамперы, крышка багажника, обтекатели порогов, фары и задние фонари. Так что, судя по фотографиям, автомобиль не будет смотреться «беременной антилопой», хотя фамильные черты отлично просматриваются, особенно в кормовой части.
Изменения коснутся и кузова: для более впечатляющих результатов краш-тестов, а значит, и для улучшения пассивной безопасности, будут усилены крыша, боковые стойки, пороги, появятся специальные брусья в дверях. Автомобиль получит ремни с преднатяжителями и две подушки безопасности. Остается надеяться, что меры по усилению кузова помогут: согласно независимым тестам, на «десятке» голова водителя просто проскальзывала мимо сработавшей подушки.
ВАЗовцы обещают, что салон будет выполнен из новых, более качественных и дорогих материалов, однако конкретные решения пока неизвестны. Зато уровень оборудования должен, наконец. Вывести ВАЗ на равный уровень с конкурентами: электроусилитель руля, кондиционер, «автомат» и даже навигационная система.
Однако двигатель у «Приоры» будет пока только один – нынешний 1.6-литровый 90-сильный двигатель, хотя совместное предприятие с General Motors дает надежду на то, что под капотом разместится куда более современные опелевские агрегаты.
И, наконец, самое главное: качество сборки. АвтоВАЗ закупил партию промышленных роботов, которые должны во многом заменить рабочих и улучшить качество продукции, однако, если миссия им не удастся, Priora рискует остаться в истории как Последний ВАЗ.