Сейчас дяди снова учат нас молча переваривать, только теперь за рулем, правильные, на первый взгляд, слова. Мол, одной рукой крутить баранку, а другой терзать "мобилу" опасно, а еще что-то про цивилизованный опыт...
И никто бы не спорил (хотя никто и не доказал, что разговор по сотовому отвлекает водителя больше, чем задранная ветром юбка случайной пешеходки), если бы это не было очередным лицемерием. Со стороны чиновников, которым глубоко начхать на нашу безопасность.
Это не эмоции. "Автопилот" уверен: если бы власти действительно "зажглись" безопасностью на дорогах, они бы начали не с мобильных разговоров, а с чего-нибудь поактуальнее: с чистки снега на улицах или ремонте светофоров. Впрочем, поскольку на этот упрек припасены стандартные отговорки про дурной климат и отсутствие денег, у нас есть другое предложение -- разобраться для начала с наружной рекламой. В том виде, в котором она существует сейчас, наружная реклама, кстати, приносящая миллионную прибыль чиновникам, гораздо опаснее для водителей, чем мобильные телефоны. Чтобы доказать свою правоту, корреспонденты "Автопилота" проехали в сопровождении кандидата психологических наук и эксперта по рекламе Ирины Осадчей от Охотного ряда до Сокола. Проехали и убедились: то, что сейчас творится на улицах столицы, не только не соответствует законам о рекламе, но и весьма отрицательно сказывается на психике рядовых водителей.
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.
На самом деле, столичная мэрия к рекламе относится очень трепетно. Еще бы: сдача в аренду только одного щита приносит $2000 в месяц. Для сравнения 1 кв. м МКАД обошелся в $250. В целом "наружка" приносит городской казне до $30 млн в год. Если вы думаете, что эти деньги тратятся, например, на строительство третьего кольца, то зря. В конце прошлого года московское правительство организовало целевой бюджетный фонд, куда стекаются все доходы от рекламы. Тратить деньги на несоответствующие назначению фонда цели нельзя, то есть деньги идут не на уборку снега, ремонт дорог и мытье светофоров, а поступают прямиком к чиновникам.
Правила размещения наружной рекламы тоже утверждает мэрия. Но когда правила мешают ответственным членам Координационного совета и Управления по делам наружной рекламы, они пересматриваются так, как удобно.
Испорченный имидж -- еще полбеды. Разберемся с безопасностью на дорогах. В принципе, вся реклама в городе согласовывается с ГИБДД. Гаишники, такие принципиальные, когда речь идет о каком-нибудь нарушении ПДД вроде непристегнутого ремня или незаправленного огнетушителя, на нарушения правил N 442-ПП не реагируют. А правила не менее строгие. Сплошные запреты. Например, нельзя размещать рекламу "на одной опоре с дорожными знаками и светофорами и в створе с ними; на аварийно-опасных участках дорог; на железнодорожных переездах, в туннелях и ближе 50 м от них". Очень любопытно про расстояния. Оказывается, на участках с разрешенной скоростью движения более 60 км/ч, расстояние между дорожными знаками и рекламой, скажем, площадью 18 кв. м не может быть меньше 200 м. Какими линейками измеряют расстояние в ГИБДД, непонятно. Впрочем, что тот частокол по сравнению с появившимися на улицах огромными мониторами! Их установка плохо состыковывается с запретом на использование рекламы, ослепляющей водителей, а также "включающей в себя движущиеся элементы в случае, если вся информация не появляется целиком в одно время". Но в городе их становится все больше.
На Охотном ряду, на козырьке гостиницы "Интурист", у Белорусского вокзала... Правда, все они блекнут по сравнению с тем, что стоит у станции метро "Аэропорт". Огромный, 9х12 м, состоящий из 80 тыс. ламп мощностью по 3, 5 ватт, имеющий разрешение 120х160 экран каждый день с 7 до 23 часов обрушивает на окружающих потоки света. Установщики монитора горделиво сообщают, что их творение видно за 3 км и что оно убивает всю другую рекламу в радиусе 300 м. Но убивает экран не только рекламу. Ослепленные шестнадцатью миллионами оттенков водители не способны воспринимать ни знаки, ни светофоры, ни стоп-сигналы впереди идущей машины. На наш блиц-опрос по поводу монитора, большинство водителей ответили, что это "за пределами добра и зла". Согласен с ними и командир подразделения ГИБДД, обслуживающего этот участок, Владимир Дождев, по словам которого число мелких ДТП значительно возросло в последнее время. Но его мнение никого не волнует: реклама согласуется не с ним, а с городским управлением ГИБДД. Их на Самотечной пока не слепит. Успеется -- к лету подобных рекламоносителей будет в 9 раз больше. Во столько же раз станет больше ДТП. Ослепленные светом и яростью водители превратятся в настоящих зомби за рулем. Кстати, про зомбирующий эффект рекламы говорят уже давно.
ИМИДЖ НИЧТО.
Помните, сколько шума в свое время наделала рекламы Wonderbra. Властное требование Евы Херциговой глядеть ей в глаза ("я сказала -- в глаза"), а не на упругие перси, приводило к тому, что многие напрочь забывали о дороге и дорожных препятствиях. Статистика не подсчитала, много ли фонарей, капотов и лбов было тогда разбито. Но психологи заинтересовались. Нам тоже стало любопытно, и мы с помощью нашего специалиста попытались выяснить, что же за опасности для рядовых водителей таит в себе реклама? Опасности немалые.
Начнем с того, что наружная реклама ориентирована на привлечение непроизвольного внимания. То есть -- и не хотел, а посмотрел. Это связано с таким понятием, как актуализация потребностей. Рыбак реагирует на рекламу эхолотов, дачник -- каминов, качок -- тренажеров "Кетлер". Что кого привлечет (читай отвлечет) от дороги в конкретный момент, предсказать непросто. Однако особенно сильны в нас базовые потребности. Скажем, в сексе. Сексуальная реклама опасна на дороге не потому, что кто-то может морально разложиться. Просто нас тянет к ней против нашей воли. В Англии недавно убрали с дорог все рекламные щиты компакт-дисков Fantasia. Из-за большого количества желающих ближе рассмотреть двух обнаженных целующихся девиц останавливалось все движение. В Англии убрали, на Ленинградском проспекте не менее задорную рекламу "Распутина" -- нет.
Впрочем, оторвать глаз трудно не только от разных "фантазий", но и от щитов (а также экранов) с динамичным изображением. Двигаясь сами и наблюдая за быстрым движением картинок, мы рискуем само малое въехать в какую-нибудь колдобину. Не исключено и то, что от долгого созерцания рекламы сработает механизм гипнотического воздействия. Впавший в состояние транса водитель не менее опасен, чем пьяный за рулем. Но даже без транса динамичные световые сигналы снижают чувствительность элементов цветоощущения, что неизбежно сказывается на реакции водителя. Или его настроении. Скажем, неправильный подбор цветовых оттенков на рекламе приводит к раздражению и агрессивности. А куда девать отрицательные эмоции, кроме как на соседей по потоку, невдомек даже психологам.
Но это еще не самое ужасное. Специфика водительского восприятия в существовании определенных цветовых стереотипов, сформированных дорожными знаками. Красный цвет означает запрет или возможную опасность, зеленый или сочетание белого с голубым, напротив, подразумевает свободу действий. И всегда ли будет виноват промчавшийся на красный, если немытый светофор на перекрестке со всех сторон уставлен лазурными видами Черноморского побережья. Еще одна опасность наружной рекламы связана с явлением последовательного контраста, заключающегося в том, что зрительные ощущения обладают некой инерцией. Водитель повернул в сторону голову и увидел на экране, скажем, яркое изображение нового Mercedes S-класс. Он переводит взгляд обратно на дорогу, а S-класс, который только что был где-то там далеко, вдруг перед капотом. Он бьет по тормозам. И что тут посоветуешь, кроме сакраментального "соблюдайте дистанцию"! Только поможет ли вам это?