После того, как в среду правительственная комиссия во второй раз перенесла на январь рассмотрение вопроса о повышении пошлин (до этого комиссия собиралась сентябре и тогда заседание перенесли на ноябрь), руководство «ГАЗа» было сильно удивлено таким решением. «Газовцы» были уверены, что постановление о повышении пошлин будет одобрено.
«Комиссии хватит здравого смысла, чтобы учесть интересы отечественного автопрома, - заявил Виктор Беляев, занимавший до недавнего времени пост гендиректора Горьковского автозавода (ушел на повышение в «Сибал») – Конкурировать с новыми иномарками – нет вопросов, но конкурировать со старьем – увольте».
Как говориться, без комментариев.
Следует отметить, что руководство «АвтоВАЗа» всячески открещивается от участия в принятии новых пошлин. По словам представителей Волжского автозавода, они вполне справляются с проблемой конкуренции со старыми иномарками своими силами. И, судя по всему, успешно. Все производственное мощности ВАЗа загружены практически полностью, а октябрь вообще стал рекордным – впервые за месяц было изготовлено 71 770 автомобилей. Однако этот рекорд производства вызвал затоваривание на складах у дилеров около 20 тысяч готовых автомобилей. Последний раз такое было только летом 1998 года. Тогда ВАЗы не хотели покупать, но все проблемы решил августовский кризис, который подоспел как нельзя кстати.
Многие участники автомобильного рынка связывают затоваривание с несколькими проблемами. Во-первых, многие решили до повышения пошлин купить иномарку, а не ВАЗ. Во-вторых, покупатели ждут снижения отпускных цен (в начале ноября во многих СМИ прошла такая информация). Ну и, в-третьих, в конце года наблюдается простое снижение покупательской активности. Многие не хотят брать автомобиль, который будет выпущен в 2001 году. Уж лучше подождать пару месяцев и купить автомобиль 2002 года, чтобы в дальнейшем продать ее подороже.
Представители же «АвтоВАЗа» считают, что все идет по плану, и 20 тысяч скопившихся автомобилей лишь создают иллюзию затоваривания, которой на самом деле нет. Дело в том, что в конце декабря завод уходит на длительные новогодние каникулы и в январе будет выпущено на 25% меньше, чем в обычные месяцы. Тогда-то созданный «запас» и пригодится.