По мнению чиновников, это поможет значительно снизить аварийность на дорогах, так как уменьшение скорости даже на 10 км/час может серьезно уменьшить тяжесть ДТП. А снижать аварийность правительству нужно в срочном порядке.
Как заявил недавно вице-премьер правительства Владимир Яковлев, ситуация на дорогах «страшнейшая», а сами дороги напоминают «зону боевых действий». За последние 10 лет в России погибло 315 тыс. человек и еще около 2 млн. получили травмы (из них около 285 тыс. стали инвалидами). Финансовый же ущерб от ДТП составил около 279 млрд. руб. Это почти 10% от всего бюджета России на 2004 год! Что касается этого года, то за первые 6 месяцев в России погибло 12,6 тыс. человек, а ранения получили 94, 4 тыс. Социально-экономический ущерб составил 71,5 млрд. руб.
Что же касается ближнего света фар, то в Минтрансе хотят, чтобы водители ездили с ним в период с 1 октября по 15 апреля. Традиционно считается, что включенные фары лучше выделяют автомобиль на дороге. Однако если посмотреть на статистику, то преимущества от включенного ближнего света уже не выглядят такими явными.
Вообще идее включать ближний свет днем уже около 20 лет, и пионерами в области обязательного включения огней в любое время суток выступили страны севера Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания и пр.), пишет журнал «Автомир». Сторонники ближнего света приводят неоспоримые доводы в пользу обязательного включения фар – увеличение информативности участников дорожного движения и, как следствие, снижения уровня аварийности. Действительно, автомобиль с включенными огнями видно на дороге гораздо лучше. С этим никто не спорит.
Противники ближнего света имеют свои доводы – постоянно горящие огни увеличат затраты на топливо, лампочки и пр. Но все же затраты, особенно столь незначительные, не идут ни в какое сравнение с человеческой жизнью, ведь «многочисленные исследования показывают, что…». А что же действительно показывают эти «многочисленные исследования», которые, кстати, уж не столь и многочисленны.
Например, два серьезных исследования проводились в Дании, в которой требование о включении света фар в дневное время действует с 1990 года. При исследовании в 1993 году выяснилось, что благодаря свету фар количество аварий удалось сократить на 125 штук, что для маленькой Дании неплохая цифра. Второе исследование было более детальным и проводилось в течение трех лет в конце 90-х годов. И это оно показало, что существенный положительный эффект от света фар отмечается только в ситуации, когда один из автомобилей поворачивает налево, а другой движется ему навстречу. Кроме того, стало значительно меньше аварий водителей автомобилей с велосипедистами.
Однако был и отрицательный эффект от повсеместного включения фар. Оказывается, автомобилисты стали меньше замечать мотоциклистов. Они уже не выделялись в общем потоке транспортных средств, а ведь изначально ближний свет стали зажигать днем, чтобы обозначить особо опасное средство передвижения. Кроме того, после введения требования о включении фар было отмечено увеличение наездов на пешеходов, хотя однозначных выводов о том, что именно фары привели к этому, делать нельзя.
Внимательно проанализировав статистику, датские специалисты в области безопасности делают следующий вывод – действительно ощутимый положительный эффект от введения нормы, обязывающей зажигать фары в светлое время суток, был отмечен только в первые годы действия закона. А затем показатели аварийности вновь практически возвратились к старому уровню.