![]() | ||
• | Noble-M12 |
У второго есть лишние деньги и неистребимое желание во что-нибудь их вложить. История идет по кругу -- так появились на свет Rolls-Royce, Mini Cooper и, наконец, Noble -- на сегодняшний день самый быстрый серийный английский автомобиль.
МНОГО НЕ ПОКАЖЕТСЯ
По той же традиции, автомобиль назван по имени своего создателя -- инженера Ли Нобля, который в последнее время просиживал свои джинсы в конструкторском бюро McLaren и проектировал шасси для дорожной версии F2. И мечтал о собственном производстве -- машин так на 20 в год. Судьба распорядилась иначе.
После того как были найдены источники финансирования и сконструирован первый


МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ
Все знают английскую марку Lotus, что-то слышали о Caterham. А Jensen уже путают с сортом виски, Bristol -- с одноименным городом и так далее. Поэтому мало кто сможет сразу оценить то, как Noble построен. А нам повезло: во время тест-драйва на известном треке в Рокингхэме?? мы увидели на стоянке несколько "Лотусов" и подошли сравнить. Да, товарищи, это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Прежде всего на Noble мы не обнаружили кривых щелей между кузовными панелями, толщиной в палец. В нарушение всех английских традиций на нем нормально и очень аккуратно вклеены все стекла, и даже коврики внутренней обшивки не загибаются в салон, а педантично заправлены под специальные панельки. А определенный шарм добавляют немногочисленные хромированные детали: горловина бензобака, кронштейны зеркал заднего вида и стойки антикрыла.
Внутри -- максимум комфорта при минимуме лишних деталей. Простой, функциональный


Очень смешно в Noble расположена магнитола -- под перчаточным ящиком. Водитель дотянуться до нее в принципе не может, разве что на парковке. На вопрос: "А как ей управлять?" -- мы получили оригинальный ответ: "А возите с собой красивую блондинку. И для глаз приятно, и звук можно регулировать". Для тех, кто предпочитает брюнеток, предусмотрен джойстик -- фирма Noble работает только с фирмой Sony, которая на этом собаку съела.
ВО ВСЮ ДЛИНУ САДИСЬ
Посадка водителя и пассажира в Noble -- отдельная песня. В машину не садятся -- в нее ныряют. А если на дороге открыть дверь, то можно, не нагибаясь, поднять с асфальта монетку. Субъективное ощущение такое, что в движении ты постоянно скребешь задницей по асфальту. Даже те, кто сидит на скамейке в парке, видят дальше -- водитель Noble живет на одном уровне с усталым человеком, который вышел из паба и прилег отдохнуть на кромке тротуара. И, что самое удивительное, это не напрягает. Потому что сидеть в этом автомобиле очень удобно водителю любого роста. Регулировок не так много, но они продуманы до мелочей. Сиденье водителя регулируется только в одной плоскости -- вперед-назад, но диапазон больше, чем в обычных автомобилях. Во-вторых, увеличена регулировка вылета руля. Правильно оперируя всего двумя регулировками, можно устроиться более чем комфортно.
Очень грамотно в Noble продумана система ремней безопасности. В спортивные сиденья Recaro интегрированы

Места водителя и пассажира разделены высоким туннелем. Это продиктовано конструкцией автомобиля, так как в нем расположены многочисленные шланги "жизнеобеспечения" двигателя: система охлаждения находится впереди, мотор -- сзади. Поэтому селектор КПП расположен довольно высоко, и к нему надо привыкнуть. А о том, чтобы воспользоваться на ходу "ручником", можно вообще забыть -- кисть приходится поднимать на уровень плеча.
ЛОГИСТИКА ДВИЖЕНИЯ
Двигатели для Noble получают с английской тюнинговой фирмы, которая расположена неподалеку.

Механическую коробку получают с того же "свечного" заводика и доводят уже в сборочном цеху -- на нее устанавливают механизм переключения передач, опять же собственной конструкции. Благодаря этому ход рычага переключения делается более коротким, и повышается четкость включения. Это даже не тюнинг, это норма для спортивного автомобиля.
КОКТЕЙЛЬ "СПОРТ"
В Noble вообще удивительным образом сочетаются приметы настоящего спортивного болида и автомобиля "на каждый день", как бы кощунственно это ни звучало. Например, подвеска -- конек и профессиональная гордость Ли Нобля. Она двухрычажная, с рычагами неравной длины (верхние короче). Такая схема применяется на спортивных автомобилях и не только гарантирует постоянный контакт с дорогой, но и позволяет очень точно "играть" с настройкой подвески. А вот амортизаторы расположены вертикально -- это примета "гражданского" автомобиля. Если амортизаторы расположить горизонтально, то о комфорте в салоне можно забыть. Разглядывая "голый" автомобиль на сборочном стенде, мы так и не смогли обнаружить в подвеске рычаги поперечной устойчивости -- их просто не предусмотрено. И несмотря на это, рулится Noble просто фантастически -- все-таки Ли Нобле почти гений в своем деле. Кстати, он же приложил руку к разработке подвески на знаменитом Mercedes McLaren, который имеет аналогичную двухрычажную схему.
Очень любопытно смотрится днище Noble -- это абсолютно ровная поверхность, представляющая собой несколько металлических щитов, закрывающих все "внутренности". Это тоже создает дополнительный запас прочности, но значительно усложняет обслуживание, которое возможно только на подъемнике. Например, для того, чтобы снять аккумулятор, надо свинтить одну из панелей и аккуратно снизу в буквальном смысле слова выковыривать батарею. Все узлы и агрегаты вообще расположены в Noble суперкомпактно -- несмотря на то, что передняя и задняя панели легко откидываются вверх, доступ ко многим узлам осуществляется исключительно снизу.
АДРЕНАЛИНОВЫЙ КОРОЛЬ
Noble позиционируют как fun-car. То есть автомобиль, который должен доставлять удовольствие от вождения. Вне зависимости от того, по какой дороге едешь. И это не рекламный трюк -- "фаном" можно объедаться выше невысокой крыши Noble.
Первый опыт управления этим автомобилем мы получили на треке в Рокингхэйме. Трасса не самая простая -- несколько "слепых" поворотов плюс приличный перепад высот. Не даром на ней проводится один из этапов BTCC (Британского кузовного чемпионата). Наша средняя скорость на этой трассе составила 110--120 км/ч и то только благодаря указаниям инструктора -- самостоятельно на такое не решишься, потому что еще помнишь школьный курс физики и стараешься держать себя в рамках этих законов.
Вот мы мчимся по прямой, и впереди наплывает правый поворот под 90 градусов. Машинально притормаживаю и начинаю, как говорят кольцевики, поворот "облизывать". Инструктор против -- на втором круге он советует как можно дольше держаться внешнего радиуса и доворачивать руль вправо практически внутри дуги. Ладно, преодолев внутреннее сопротивление, лечу прямо на отбойник (110 км/ч) и в самый последний момент несильно бросаю руль вправо. Noble послушно вписывается в поворот, легонько-легонько соскальзывая задними колесами влево. Легкий доворот руля внутрь -- скорее интуитивно, чем трезво оценивая ситуацию, -- и мы опять несемся прямо. Еще раз, в обратную сторону -- автомобиль легко переходит в боковое скольжение и так же легко выравнивается. И что удивительно: о работе рычагом КПП не самый опытный водитель может забыть и действовать исключительно педалью акселератора. А опытный кольцевик вообще может пройти всю трассу боком и даже не вспотеть, как признался потом наш инструктор.
Он же продемонстрировал еще один трюк, уже на следующий день на извилистых дорогах сельской Англии. На Noble можно спокойно разогнаться до 120 км/ч, переключиться на шестую передачу и постепенно снизить скорость до... 40 км/ч. После этого можно плавно притопить газ -- автомобиль легко, без рывков, набирает обратно ту же скорость. Попробуйте исполнить это на обычном дорожном автомобиле.
В ВЫСШЕЙ ЛИГЕ
Сегодня в Англии этот автомобиль заметили. И поставили в один ряд с такими марками, как Porsche или Ferrari. Да, разница в цене весьма ощутимая, но сравнение шло не по количеству денег, вложенных в автомобиль, а по количеству адреналина, впрыснутого в кровь водителя. И здесь Noble выступает на равных, а в чем-то и превосходит маститых конкурентов. Может быть, он проигрывает тому же Porsche в комфорте, но однозначно выигрывает по управляемости и динамическим характеристикам. Неспроста авторитетный журнал Auto Express выбрал именно Noble для дуэль-теста с истребителем Harrier T10. Noble уступил на классической дистанции в четверть мили королевским ВВС, но всего 1,19 сек.
И уж точно не проигрывает Noble перед Ferrari по качеству исполнения: на одном из автосалонов мы подняли коврик в багажнике Maranello и обнаружили криво засаженные в тело автомобиля саморезы.
Так что надо подумать, сколько реально стоит адреналин.