Автомобили, для управления которыми не требуется водительское удостоверение, впервые появились во Франции и получили название «sans permis». Они пользуются большой популярностью среди молодежи, инвалидов, пожилых людей и просто тех, кто не может получить права.
«Sans permis» представляют из себя крохотные двухместные автомобильчики с маленьким двигателем, которые не могут развивать скорость более 45 км/час.
По французским законам длина таких автомобилей должна колебаться в пределах 2,16-2,7 метров, ширина 1,3-1,37 метров, а вес не может превышать 350 кг. Рабочий объем двигателей в «sans permis» должен быть не больше 49,9 см/куб, а максимальная мощность – не более 5,4 л.с. Как видите, требования к «sans permis» очень жесткие. Но и это еще не все. Во Франции запрещено ездить на таких машинах в крупных городах и на скоростных автомагистралях (исключение делается лишь для инвалидов). Поэтому в Париже вы не увидите «sans permis», но зато в сельской местности они пользуются спросом.
Несмотря на свои небольшие размеры (почти на метр короче нашей «Оки») «sans permis» никак не похожи на аскетичные «инвалидки». Напротив, они оснащаются по последнему слову техники. Например, все «sans permis» уже давно имеют бесступенчатые вариаторамы, которые на «больших» автомобилях стали появляться лишь совсем недавно. Большинство «sans permis» имеют привод на передние колеса, независимые передние и задние подвески, дисковые тормоза спереди и т.п. Конструкторы таких автомобилей ведут борьбу за каждый килограмм веса, поэтому очень часто в проектировании используется алюминий, а сам кузов, как правило, делается из стеклопластика. А внутри «sans permis» нечем не отличаются он многих «взрослых» братьев. Они оборудуются нормальными комфортными сиденьями от серийных автомобилей, имеют магнитолу, кондиционер, электропривод стекол и зеркал, люк и тому подобное. Мало того, все автомобили класса «sans permis» в обязательном порядке проходят краш-тесты на которых их разбивают о бетонный куб. Так что уже в ближайшем будущем «sans permis» начнут оснащать даже подушками безопасности.
Несмотря на свои скромные размеры, автомобили имеют очень приличный багажник, объем которого может доходить до 600 литров (у той же «Оки» - 210 литров). Этот факт очень нравится практичным сельским жителям, которые используют «sans permis» для перевозки всевозможного товара и для поездки за покупками.
Выпуском автомобилей класса «sans permis» занимается около двух десятков различных фирм, в том числе и довольно именитые. Например, их производит даже компания Ligier, которая до недавнего времени имела свою команду в автогонках класса «Формулы-1». Большинство своих агрегатов производители (наиболее известные это Ligier, Aixam и Microcar) покупают на стороне, а у себя лишь собирают. Поэтому нечего удивляться, что салон какого-нибудь «sans permis» напоминает Fiat или Renault.
Что касается стоимости, то автомобили класса «sans permis» стоят довольно дорого. Их цена зачастую больше, чем у нормальных автомобилей и составляет 7000-12000 долларов. Согласитесь, немало для двухместной машинки, на которой можно ездить только по второстепенным дорогам со скоростью не более 45 км/час. Однако для тех, у кого отняли права за «пьянку», это, зачастую, единственный выход остаться «на колесах».