Новые тормозные накладки разработаны отечественными учеными в рамках конверсионной программы. Для их изготовления были применены самые современные технологии, которые до этого использовались только в аэрокосмической промышленности. Главной особенностью колодок является то, что они изготовлены из базальта – материала, способного выдерживать самые высокие температурные нагрузки и практически не разрушающегося от механических повреждений.
Благодаря свойствам этого материала накладки могут сохранять до 80% от своей номинальной работоспособности даже при температуре +800 градусов. После таких испытаний, когда все ныне существующие колодки начинали трескаться и расслаиваться, базальтовая накладка сохраняла все свои рабочие свойства.
Исследования показали, что, помимо всего прочего, базальтовые колодки практически не скрипят при торможении. Это, безусловно, не может не радовать. Кроме того, базальтовая накладка совершенно не реагирует на наличие или отсутствие воды между тормозным диском и колодкой. А это значит, что можно больше не бояться, что после проезда крупной лужи, тормоза откажут. А ведь пока во всех автошколах учат кратковременным нажатием на педаль просушить тормоза, после проезда водной преграды.
Но все же самое главное преимущество базальтовых колодок заключается в их долговечности. К сожалению пока еще сложно сказать, как они покажут себя в реальной жизни, но проведенные испытания говорят, что колодки смогут «ходить» по 100 тысяч километров или 3-4 года! Для сравнения, обычные отечественные колодки в среднем выдерживают не более 20 тысяч пробега. К этому необходимо добавить и то, что базальтовые колодки в 5-7 раз уменьшают износ тормозных дисков и барабанов. По крайней мере, так заявляют разработчики.
У новых тормозных колодок есть пока только один минус – их нет в продаже. И когда они появятся никто сказать не может. По словам одного из директоров крупного российского предприятия по производству тормозных колодок, в ближайшие год-два базальтовых колодок на прилавках можно и не ждать. Да и когда они появятся, все будет зависеть от цены и объема производства базальтовых накладок.