Новый проект является просто революционным. Напомним, что на сегодняшний день «АвтоВАЗ» практически не выпускает дизельных автомобилей.
Что же касается «Заволжского мотостроительного завода», входящего в состав «Северстали», то основным покупателем двигателей ЗМЗ на данный момент является Горьковский автомобильный завод, контролируемый «Сибалом».
После того, как ГАЗ попал под контроль «Сибала» между ЗМЗ и ГАЗом пробежала черная кошка – в результате смены собственников из двух предприятий – друзей, они превратились в конкурентов. Единственное, что сдерживает обе компании от полного разрыва отношений – это безвыходная ситуация. Дело в том, что ЗМЗ является основным поставщиком двигателей для ГАЗа, а ГАЗ в свою очередь является основным покупателем этих моторов. Всего ЗМЗ в год производит около 240 000 двигателей, львиную долю который идет под капот «Волг» и «Газелей».
Однако и ГАЗ и ЗМЗ в последнее время напряженно ищут новых партнеров, чтобы меньше зависеть друг от друга. Горьковский автозавод постепенно увеличивает производство лицензионных дизельных двигателей Steyr, которые уже начали устанавливать не только на «Газели», но и на легковые «Волги». Австрийские дизели, конечно, могут уменьшить процент бензиновых двигателей в общем объеме производства, однако кардинально проблемы все равно не решат. Так что ГАЗу придется еще подумать, как выйти из ситуации, когда завод может в любой момент остаться без моторов (такое один раз уже произошло, когда ЗМЗ прекратил на один день поставки своих двигателей ГАЗу).
Что же касается ЗМЗ, то он, кажется, сумел выпутаться из сложной ситуации. В начале июля между ВАЗом, ЗМЗ, Барнаултрансмашем и Ярославским заводом дизельной аппаратуры был подписан протокол о совместном участии в производстве дизельных двигателей для ВАЗа. Это проект входит в часть широкомасштабной программы «АвтоВАЗа» по организации в 2005-2010 годах нового производства до 700 000 двигателей в год.
Уже начиная с 2004 года с конвейера «АвтоВАЗа» начнут сходить легковые автомобили с различными дизельными двигателями объемом от 1,46 до 2,10 литров, а на полную мощность (283 000 моторов в год) завод выйдет в 2007 году. Еще до 80 000 двигателей начнет поставлять ВАЗу «Барнаултрансмаш». Пока еще неизвестно, какой двигатель будут производить в Барнауле – старый или новый. Дело в том, что уже сейчас ВАЗ выпускает мелкими партиями «Жигули» с 1,52-литровым дизельным двигателем мощностью 54 л.с. и крутящим моментом 92 Нм при 2300 об/мин, который был разработан еще в 80-годы. Однако этот двигатель многими признается слабоватым для «классики» - разгон 0-100 км/час за 23 сек, максимальная скорость 125 км/час. И это по паспортным данным. В реальной жизни при полной загрузке «максималка» дизельных «Жигулей» составляет 115-120 км/час, а разгон 0-100 и вовсе занимает около 30 секунд. Однако при этом дизель значительно экономичнее бензинового двигателя – экономия на «сотне» занимает порядка 20 рублей (за 20 000 около 4000 рублей). Так что, если стоимость ВАЗов с дизельными двигателями будет не намного выше бензиновых (не более 500 долларов), то успех дизелям обеспечен.