Американские и российские торговцы подержанной техники активизировались на территории России. Сначала они вывезли из США и пристроили в хорошие российские руки все бывшие в употреблении много лет бескапотные американские International. Теперь вот с той же интенсивностью в Россию завозятся капотные Freightliner, тоже б/у, естественно. Питерская компания «Гудвил Холдинг», официальный дилер Freightliner и первый дистрибьютер Navistar International в России, например, продвигает свой товар с европейского конца страны на Урал и Сибирь. Второй дилер Freightliner, находящийся во Владивостоке, движется к нему навстречу, осваивая Приморье и Дальний Восток.
Наступление на Россию с двух сторон уже привело к тому, что в первом полугодии прошлого года в страну было ввезено американских б/у Freightliner больше всех других грузовых тягачей европейского или американского производства (1299 штук). Для сравнения: импорт б/у тягачей в тот же период составил: Volvo – 1148 штук, MAN – 715, Scania – 604, IVECO – 598 штук. Особенно сильно развернулись в покупке американской грузовой техники регионы Улан-Удэ, Иркутск, Новосибирск, Омск, Уфа, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, ну и Москва с Питером.
Похоже, тенденция заполнения России американским секонд-хендом остается устойчивой. В этот успешный для торговли период (куй железо, пока оно горячо) «Гудвил Холдинг» совершенно уместно прилагает усилия для продвижения своего товара. Рекламный круиз по городам, где продажи Freightliner все же не такие высокие, как в Санкт-Петербурге, недавно был предпринят «Гудвил Холдингом» по Уфе, Челябинску и Новосибирску. Журнал «Спецтехника» решил посмотреть «в зубы» старому американскому «коню» и отправился в Челябинск, где и намечалось гарцевание этого грузового «скакуна» в рамках одиннадцатой международной выставки «АВТО-2006».
Внешний вид стильного тягача все еще останавливает взгляд: таких машин на Урале и в Сибири не так много по сравнению с Питером, где чуть ли не каждый четвертый тягач – американский. Обтекаемость кабины, миниатюрность капота, раскосость фар, стильность дизайна – все это в целом говорит в пользу «американца». 2002 года выпуска, он готов отдаться в хорошие руки за $45 000. Вообще же такую 470-сильную машину можно приобрести от 30 до 50 тысяч долларов (цена зависит от года выпуска и комплектации). Не совсем чтоб дешево по сравнению с отечественной техникой. Но значительно дешевле европейских тягачей.
Вообще же дальнобойщики, выбравшие капотный Freightliner, по техническому оснащению и надежности ставят этот тягач намного выше КАМАЗа, но и все-таки ниже европейских машин:
– Машина очень проста и очень надежна, – говорят они. – Электроники в ней почти нет, что делает ее простой в обслуживании. Механика удобна в ремонте. Да и два топливных бака по 454 литра – приятный «подарок» дальнобойщику.
Знакомые многим пневморессоры делают ход этой длиннорамной машины (8,2 м) очень комфортным. Иногда эта «длиннорамность» играет с водителями злую шутку: на узких улицах российских городов водители не могут выполнить поворот на перекрестке и перегораживают движение. Не раз приходилось слышать по рации просьбы «американских» водителей к своим коллегам помочь закончить маневр или развернуться…
Подгоняя тягачи Freightliner под российские стандарты (длина автопоезда не должна превышать 16,5 м), «Гудвил Холдинг» по заказу укорачивает длину тягача. Сделать это достаточно просто, т.к. конструкция кабины и рамы выполнена в стиле «конструктор»: «седло», задняя стенка кабины снимаются и переносятся на новые места, под которые уже подготовлены заводские отверстия для крепления.
Уровень комфорта в кабине вообще поднимает Freightliner над всеми тягачами. Рабочее место водителя, правда, выглядит достаточно скромно. Сиденье на пневмоподушке, незатейливый дизайн панели приборов. На панели есть и индикатор засоренности воздушного фильтра. Но вот на Freightliner такой индикатор излишен: доступ к воздушному фильтру здесь в отличие, например, от Scania, элементарен, и его вполне можно проверять визуально. Расположен он справа от двигателя с самого края и легко доступен водителю.
Порадовал руль: средних размеров, он удобен в работе. Справа под рулем – селектор SmartShif, который руководит коробкой переключения передач. В обязанности водителя входит грамотная перестановка пластиковой кнопочки от одного положения к другому в зависимости от условий дороги.
– Сцепление выжимаю только один раз! – продемонстрировал мне водитель «Гудвил Холдинга» несложную операцию. – Только когда трогаю машину с места или останавливаюсь. Коробка потом сама переключает скорости в автоматическом режиме!
Нередко дальнобойщики-«европейцы» смеются над «американцами»: мол, еду, а «американец» по рации кричит: «Ребята, помогите! Стою, не могу завести машину!» Из-за таких случаев водители побаиваются пересаживаться на Freightliner, да и вообще на американские тягачи. Считают, что у тех несовершенна топливная система, чем они и опасны, особенно в зимнее время.
Все случаи незаводящихся американских тяга-
чей проанализировать невозможно, но на практике известно множество случаев, когда причиной «беды» становился селектор SmartShif. Водитель просто забывал убрать переключатель с позиции «N» (нейтральная скорость), и машина справедливо отказывалась заводиться. Еще одной причиной конфуза могла стать выключенная «масса». Она выключается прямо под сиденьем водителя в кабине. Что ни говори, а уровень познаний американской техники у наших водителей еще невысок. Отсюда множество слухов и страхов.
Большое количество выдвижных и стационарных ящиков, шкафов, полочек делают кабину настоящей квартирой на колесах (только без санузла). Вся «мебель» из пластика, правда, достаточно тонкого. Справа от водителя внизу еще одна корзинка, дежурная, так сказать. И все это стационарно: в отличие от бескапотных моделей кабина тут не поднимается, и вещи, и инструмент остаются лежать в полном порядке…
Встроенный холодильник очарует любого дальнобойщика, который знает, что такое питаться на трассе, да еще и в жару, несвежими продуктами. А место под телевизор делает кабину еще более похожей на квартиру.
Настоящая полноценная кровать в Freightliner вместо полок для сна – мечта любого дальнобойщика. Толстенный матрац, над головой пульт управления радио. Но лежа лучше не ездить, это все-таки в первую очередь грузовик.
Электрошланги и шланги передачи сжатого воздуха на механизмы прицепа тоже расположены удобно. Для их подключения не нужно забираться глубоко за кабину, все операции можно произвести «с земли».
Пластиковые обвесы защищают от грязи. В них – по две ступени: одни ведут за кабину, другие – в кабину.
Кстати, попасть в кабину можно и с чашкой кофе в руке: настолько удобно сделаны ступени. А на европейских тягачах неоднократно можно заметить водителей, вскарабкивающихся на рабочее место с пакетом документов в… зубах…
Из стеклопластика и сам капот. Нажав на защелку, его на удивление легко может откинуть один человек. При необходимости также элементарно откидывается и пластмассовое крыло, для более удобного доступа к узлам моторного отсека.
Капотный тягач есть капотный тягач. В нем все как на ладони. Масляный фильтр нужно поменять – вот он: протяни руку и открути. Ремни ослабли? Так проверь – все на расстоянии руки. Щуп уровня масла – как у легкового авто – вытянул, замерил, обратно засунул. А вот еще один приятный «наворот» - пластмассовая канистра для масла. Она не болтается где-то по машине, а спрятана под капот. Надо добавить масла – поверни кран внизу.
Тормоза на этом краснощеком тягаче барабанные. Пожалуй, это к лучшему. С нашими дорогами дисковые чаще не выдерживают.
И, наконец, двигатель. Detroit Diesel 60. Рабочий объем 12,7 литра выдает 470 настоящих лошадиных сил. Машина с грузом легко набирает скорость 120 км/ч, хотя это дурость, ездить с такой скоростью и грузом по нашим дорогам…
На двигателе можно и постоять, если нужно протереть лобовое стекло или забрать еще выше.
Американские б/у тягачи, как и европейские, попадают в Россию не просто так. Все они доведены до состояния, после которого их эксплуатация становится нецелесообразна. Дешевле взять в лизинг новую машину, чем вкладывать деньги в ремонт старой. Это там, в Европе и Америке. У нас же подавляющему количеству перевозчиков выгоднее обращаться к иностранному секонд-хенду, вкладывать деньги в 6-9-летние грузовики и бороться за место под дальнобойным солнцем.
В этой борьбе немаловажную роль играют запчасти к твоему купленному грузовику. А вот с ними-то до сих пор у «американцев» в России большие проблемы. Ситуация вообще-то меняется на глазах. В Екатеринбурге, например, в сторону американских тягачей развернулся целый торговый дом. Теперь здесь, не выезжая в Питер или Москву, можно приобрести и сальники с подшипниками, и диски сцепления, различные ремкомплекты и фильтры. Торговля, как говорится, не могла не отреагировать на спрос, который возник после массированного «вброса» американской техники на российский рынок.
Но не все так гладко. По-прежнему многие узлы и запчасти для «американцев» нужно заказывать и ждать их прибытия неделями. Особая американская резьба на болтах и гайках создает проблемы на ровном месте: наши ни за что не подходят, приходится или вытачивать на заказ, или искать «родные» болты. Отсутствие инструкций по ремонту на русском языке вообще не позволяет узнать даже то, для чего нужны некоторые кнопки на панели в кабине.
А сервисов или специалистов-самоучек, «понимающих американский», все еще крайне мало. А те, которые вопреки всему работают, держат высокие цены на обслуживание.
Особо хочется отметить неэкономичность Freightliner. У этой машины нет автономного отопителя, и кабина обогревается от двигателя. Система обогрева настроена так, что при малейшем остывании двигатель включается вновь, чтобы согреть кабину. Бывает, что в морозы машина работает, не останавливаясь.
Российские водители ради экономии вынуждены обогреваться газовыми горелками. Это иногда приводит к пожарам. Как рассказывают очевидцы, пластиковая кабина Freightliner сгорает всего за 9 минут…
Все эти недостатки тормозят бизнес торговцев подержанной американской грузовой техники. Но в ближайшие два года, видимо, ситуация резко поменяется. Торговый капитал обратит внимание на потребности владельцев такой техники и расширит ассортимент запасных частей, сервиса. А это позволит экономным нашим дальнобойщикам сделать свой выбор в пользу американской техники. Естественно, не новой.