Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве

 

Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве

 

 

Материал предоставлен журналом "Расчет" /

В бухучете каждой отрасли существуют свои нюансы, не является исключением и сельское хозяйство. О том, какие проблемы возникают у бухгалтеров сельхозпредприятий, рассказывает генеральный директор ЗАО АФ «Бизнес-Аудит», аттестованный аудитор из города Самары.

Марина КОЛОМКИНА

Начнем с начала

Среди бухгалтеров бытует такое мнение: «Если знаешь учет в сельском хозяйстве, сможешь работать в любой отрасли». С этим трудно не согласиться.

Производство продукции животноводства и растениеводства, их переработка, строительство, торговля, общественное питание, транспортные и другие виды услуг — вот «дежурный» набор видов деятельности обычного сельскохозяйственного предприятия.

загрузка...

 

 

О каких проблемах в таком сложном хозяйстве говорить в первую очередь? Ведь оно не оторвано от внешнего мира. А это значит, что те проблемы, которые есть у коллег в производственных, строительных, торговых и других предприятиях, в полной мере присущи и аграриям. У последних ситуация усугубляется преимущественно тем, что:

  • в среднем у сельскохозяйственных предприятий минимум три–четыре вида деятельности;
  • желающих работать за 2000–3000 рублей немного, особенно когда приходится выполнять работу за себя и «за того парня»: бухгалтера, экономиста, юриста;
  • нехватка оборотных средств не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям компьютеризировать учет, приобретать информационно-справочные системы, осуществлять подписку на профессиональные издания, посещать семинары, курсы повышения квалификации и т. п.

Экономный бухучет

Вообще использование не унифицированных форм первичных документов — общая беда для сельских бухгалтеров. Они не могут «достучаться» до руководителей. Обращаясь с просьбой приобрести новые бланки, в ответ слышат, что в архиве, на складе, в «подсобке» лежат неиспользованные бланки. И невдомек председателю, что закупались бланки лет 20 и более тому назад, а за время появились новые нормативные акты, новые формы документов.

И, продолжая оформлять хозяйственные операции на старых бланках, предприятие подвергается определенным рискам: так, например, не будут учтены расходы по заработной плате, потому что табель учета рабочего времени (форма № 140-АПК) еще с 2004 года не должен применяться. А если эту форму продолжают использовать, то нарушаются как минимум нормы статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете», а в худшем случае — статьи 252 главы 25 Налогового кодекса, так как данные расходы оформлены неправильно. То же самое происходит и в случае с командировочными удостоверениями, служебными заданиями и отчетами по командировке, формами по учету основных средств, движению продукции, материальных ценностей.

Проблема № 1: «первичная»

Начать следует с самого простого: документального оформления хозяйственных операций. Беспечность бухгалтеров в этом отношении связана с тем, что больше всего они боятся налоговых органов, которые «рублем» наказывают предприятия. Налоговиков же в свою очередь больше волнует правильность исчисления налогоплательщиками налогов. Это значит, что если сельскохозяйственное предприятие находится на обычном режиме налогообложения, то есть платит налог на прибыль по ставке 0% с основного вида деятельности, то эти нарушения малоинтересны контролирующим органам. А поскольку наказания за занижение такой базы не будет, то тратить время на правильное документальное оформление не имеет смысла. «ЕСХН-щики» медленно, но верно начинают перестраиваться в этом вопросе.

Для многих нормой жизни является оприходование ТМЦ на основании счетов-фактур. Такое искажение в сознании бухгалтеров произошло с введением НДС и, соответственно счета-фактуры. При этом начисто забыто, что этот документ является очень важным для принятия к вычету предъявленных сумм налога к возмещению. А ведь без оформления приходного ордера (форма № М-4) здесь не обойтись.

Горюче-смазочные материалы — основная статья расходов любой сельхозорганизации. Государство, осознавая это, помогает предприятиям субсидиями. Казалось бы, в первую очередь нужно решить все вопросы по этой теме: установить нормы списания ГСМ и документы по оформлению таких расходов.

Однако понимания данной проблемы со стороны большинства руководителей и механиков нет. А значит, бухгалтерский аппарат воюет с ветряными мельницами, и если даже путевые листы унифицированной формы приобретены и составляются ежедневно, то многие реквизиты в них попросту не заполняются: маршрут следования, показания спидометра, остатки горючего и т. д. А в этом случае отнесение расхода бензина к себестоимости может быть признано необоснованным, так как в результате не подтверждается производственная направленность затрат (ст. 252 НК). Предприятия, работающие на ЕСХН, начинают понимать это, потому что уже сегодня здесь затрагивается вопрос их налогооблагаемой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, а вот те, кто остался на общем режиме налогообложения, не торопятся с разбирательствами. Существует устойчивое мнение, что только с 1 января 2008 года проблема станет актуальной, потому что тогда налоговая ставка по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельхозпродукции, будет установлена в размере 6%.

Но ведь сейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание. Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены. И прежде всего идет речь о первичных документах.

Однако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН можно начислить по данным бухгалтерского учета.

Важным является и вопрос о нормах ГСМ. В любом хозяйстве есть машины и тракторы с «нулевой» балансовой стоимостью, однако благодаря местным умельцам они по-прежнему эксплуатируются. Порой техника в 3–4 раза перерабатывает свой нормативный срок, и при этом бухгалтер продолжает руководствоваться нормами, рекомендуемыми Министерством транспорта. А ведь предприятие может самостоятельно (на основании контрольных заездов) рассчитать и утвердить приказом руководителя свои нормы расхода ГСМ. Но редко кто это делает, ведь налоговым органам явно не понравятся повышенные нормы, а это вызовет новые споры... Крестьянин с таким положением дел мириться не согласен.

Проблема № 2: законодательная

Проблемы в области налогообложения у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникают еще и потому, что законодатель в своих актах недостаточно четко оговаривает особенности налогообложения в данной отрасли.

Рассмотрим ситуацию, обычную для всех плательщиков налога на прибыль. Предприятие, занятое в отрасли выращивания крупного рогатого скота, реализует, во-первых, скот в живом весе (сельскохозяйственная продукция), во-вторых, свежее и охлажденное мясо крупного рогатого скота (продукция первичной обработки), а также занимается переработкой мяса (продукция вторичной переработки) и оказывает услуги по аренде. При этом активно пользуется кредитами, а значит, платит за них.

Налог на прибыль от реализации первых двух видов продукции уплачивается налогоплательщиком по ставке 0%, а доход от реализации промышленной продукции и аренды подпадает под ставку 24%. При расчете налогооблагаемой прибыли большинство предприятий под давлением налоговиков распределяют сумму процента за кредит между облагаемым и необлагаемым налогом на прибыль доходом пропорционально полученной выручке. И совершенно ясно, что большая часть внереализационных расходов (в нашем случае — процентов за кредит) будет относиться к доходам, полученным от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, и лишь небольшая их часть уменьшит облагаемый доход.

Свою аргументацию инспекторы строят, ссылаясь на пункт 9 статьи 274 Налогового кодекса: «...расходы организации от сельскохозяйственной деятельности при невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от сельскохозяйственной деятельности в общей сумме доходов организации по всем видам деятельности». То есть схема распределения расходов механически накладывается ими на распределение внереализационных расходов между видами деятельности, облагаемыми по разным ставкам. Соответственно у предприятий, не согласных с этой позицией, возникают штрафы, пени. И не все готовы доказывать свою правоту в суде. Происходит все это из-за того, что в главе 25 Налогового кодекса не прописан четкий порядок распределения внереализационных доходов и расходов.

Подтвердите растраты

Сейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание. Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены. И прежде всего идет речь о первичных документах.

Хотя есть и обратные примеры. Так, одно из сельскохозяйственных предприятий Самарской области сумело доказать свою правоту во всех трех судебных инстанциях по вопросу невключения в состав внереализационных доходов, облагаемых по ставке 24%:, стоимости безвозмездно полученного автомобиля, средств спонсорской помощи и сумм возмещения убытков от порчи сельскохозяйственных угодий (постановление ФАС ПО от 9 ноября 2006 г. № А55-4929/2006-44).

Главными аргументами налогоплательщика были:

  • полученные доходы обусловлены ведением сельскохозяйственного производства и использованы в основном виде деятельности. Так, автомобиль для служебных поездок специализирован в хозяйстве, что подтверждено путевыми листами, дополнительные средства в виде спонсорской помощи и возмещения убытков от порчи ценностей израсходованы на приобретение запчастей для ремонта сельскохозяйственной техники, оплаты ветеринарных услуг;
  • на предприятии организован обособленный учет внереализационных доходов и расходов по сельскохозяйственной деятельности что подтверждено соответствующими налоговыми регистрами, при этом данный порядок прописан в учетной политике;
  • и все это адекватно отражено в налоговой декларации (приложения 6, 7 к листу 02).

В данном случае бухгалтер с помощью аудиторов сумел организовать грамотный налоговый учет внереализационных доходов и расходов, и подготовленные им документы стали серьезным подспорьем для предприятия.

Проблема № 3: заблужденьям нет конца

Однако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) можно начислить по данным бухгалтерского учета.

Особенно ярко это непонимание проявилось на предприятиях, которые перешли на уплату ЕСХН, и перед ними сразу встал вопрос: как определить остаточную стоимость объектов основных средств в момент перехода на уплату ЕСХН по данным налогового или бухгалтерского учета? Заблуждения большинства бухгалтеров в данном вопросе связаны с ошибочным предположением, что к моменту вступления в силу главы 25 Налогового кодекса (к 1 января 2002 года), их предприятие, как и все сельхозтоваропроизводители, не являлось плательщиком налога на прибыль. А это значит, по их мнению, что их не касались процедуры формирования базы переходного периода, в том числе и по основным средствам. И, вступив в период, когда начала действовать глава 25, они не вели налоговый учет по объектам основных средств. В итоге определение сроков полезного использования основных средств, приобретенных после 1 января 2002 года, производилось на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 Здесь бухгалтерский и налоговый учет совпадали. По основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, амортизацию продолжали начислять по данным бухгалтерского учета, то есть по-старому. И к моменту перехода на ЕСХН сельскохозяйственные предприятия имели остаточную стоимость основных средств, сформированную по разным принципам.

В результате предприятия занижают налогооблагаемую базу по ЕСХН, что и является причиной начисления штрафов и пеней.

В заключение можно отметить, что проблем у бухгалтера в сельском хозяйстве всегда хватало.

И решить их непросто, так как экономить приходится на всем. Но выше голову, все ошибки можно исправить.

С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Skoda Octavia: Проблема роста, или пропуск в другой класс

В тесте участвуют автомобили: Skoda Octavia Посмотреть другие фото (19) Некоторое время назад мы уже тестировали одну «Шкоду» - тогда это был седан бизнес-класса Superb. Пришло время опробовать еще одного «чеха», который стоит в классовой иерархии почти на две ступени ниже уже знакомого нам автомобиля. «Почти», потому что новая Skoda Octavia это уже не совсем «гольф»-класс: модель и по габаритам и уровню эксплуатационных качеств занимает пограничное положение между европейс ...

» Немецкие автомобили - 2936 - читать


УАЗ 3163 Патриот, Great Wall Safe SUV: Сельский час

В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3163 Патриот, Great Wall Safe SUV UAZ Patriot и Great Wall SUV G5 — автомобили универсальные На таких внедорожниках можно смело отправляться «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Впрочем, и по городским улицам прокатиться — не грех.

» Французские автомобили - 5116 - читать


Бухгалтерские проблемы автоматизации фирмы

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / В настоящее время каждая фирма применяет компьютерные программы. Однако споры о порядке их отражения в бухгалтерском и налоговом учетах компаний – владельцев имущества, используемого в собственной хозяйственной деятельности, продолжаются. Минфин в письме от 31 октября 2006 г. № 03-11-04/2/229 дал некоторые разъяснения.

» Бухгалтерия и аудит - 1837 - читать


Договор аренды с правом выкупа: проблемы бухгалтерского и налогового учета

АКДИ "Экономика и жизнь" / Договор аренды с правом выкупа довольно часто используется в хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Поскольку этот договор сочетает в себе элементы как договора аренды, так и договора купли-продажи, то бухгалтерский и налоговый учет операций, совершаемых в рамках этого договора, имеют ряд особенностей. Ниже мы рассмотрим ситуацию, в которой оказался один из наших подписчиков.

» Бухгалтерия и аудит - 5118 - читать


Опалубка: проблемы бухгалтерского и налогового учета

Глава из книги «Годовой отчет. Строительство-2006», Нормативное регулирование Прежде чем давать рекомендации по организации бухгалтерского учета и говорить о способе признания расходов для целей налогообложения прибыли, рассмотрим некоторые общие понятия. В дальнейшем читатель убедится, что разные виды опалубки требуют особого подхода к ее учету.

» Бухгалтерия и аудит - 5939 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru