Интернет магазины — это индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие торговлю через сеть Интернет. Согласно Постановлению Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (вместе с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1)) (дата введения 01.01.2003) торговля через Интернет - магазины относится к электронной розничной торговле, осуществляемой через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКВЭД - 52.61.2).
Белоусова Маргарита, специально для ИА "Клерк.Ру"
В настоящее время продажа товаров через Интернет получила широкое распространение. Ведь это значительно сокращает расходы продавцов (не нужно приобретать торговые помещения, оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников и так далее), также торговля через Интернет позволяет установить доступные цены на реализуемые товары.
Как правило, Интернет – магазины также оказывают услуги и по доставке товаров покупателям. Транспортировка товаров осуществляется либо собственным (арендованным) транспортом Интернет – магазина, либо посредством привлечения сторонних транспортных организаций.
Бухгалтерский учет в Интернет – магазинах аналогичен учету в обычных магазинах. Однако существуют и ряд особенностей это:
- продажа товаров осуществляется, как правило, физическим лицам;
- покупатель и продавец общаются без личного контакта через Интернет;
- у Интернет - магазинов нет торговой площади и другое.
Прежде чем начать торговлю через Интернет продавцу необходимо создать web – сайт, зарегистрировать доменное имя, заключить договор с провайдером.
Покупателю для покупки необходимого товара в Интернет – магазине нужно сделать заявку, в которой указываются: фамилия, имя покупателя, адрес доставки, контактный телефон, а также способ оплаты. Оплата товара может осуществляться несколькими способами:
- расчеты наличными денежными средствами:
- перевод денежных средств со счета покупателя на счет Интернет – магазина:
- оплата пластиковыми карточками (VISA, MasterCard и другое.):
- оплата товара с помощью «электронных денег» (с помощью одной из платежных систем Интернета).
Рассмотрим подробнее каждый из способов оплаты товаров, приобретенных через Интернет.
Расчеты наличными денежными средствами.
После того как покупатель оформил заказ на понравившийся товар, курьер или служба доставки проверяют все необходимые для доставки сведения и отправляют товар по адресу.
Покупатель рассчитывается за доставленный товар наличными денежными средствами, которые вносятся не непосредственно в кассу магазина, а передаются курьеру. Вместе с курьером (или службой доставки) Интернет – магазин передает накладную и кассовый чек, то есть, чек выдается раньше оплаты товара.
Если возникнет ситуация, когда покупатель отказался от товара, то кассовый чек нужно аннулировать. В данной ситуации может возникнуть вопрос о порядке применения контрольно-кассовой техники.
В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Закон №54-ФЗ) перечислены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее ККТ). Данным пунктом Закона №54-ФЗ не предусмотрено освобождение от обязательного применения контрольно-кассовой техники организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров через Интернет - магазины, в том числе и с доставкой их покупателям на дом.
Таким образом, при осуществлении продажи товаров с доставкой на дом покупателям за наличный расчет организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику.
При этом может применяться компактная контрольно - кассовая техника с автономным питанием, находящаяся в Государственном реестре ККТ и допускаемая к использованию на территории Российской Федерации.
Пример 1.
ООО «А» осуществляет торговлю парфюмерно-косметической продукцией через Интернет. Кассовый чек за товар выбирается до поездки курьера к покупателю. При доставке заказа покупатель отказался от доставленного товара. Как организации поступить с кассовым чеком в данной ситуации?
Если покупатель отказался от доставленного товара, можно сделать возврат, если в этот же день не будет покупки по аналогичной цене. В конце дня возврат товара нужно оформить актом по форме КМ-3, утвержденной Постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 года №132.
Поскольку кассовый чек необходимо выдавать покупателю вместе с покупкой, можно посоветовать организациям, осуществляющим торговлю через Интернет, своим курьерам купить переносные кассовые аппараты.
Если Интернет - магазин для доставки товара покупателям пользуются услугами служб доставки, заключив с ними договор транспортной экспедиции или же агентский договор, то согласно договору транспортной экспедиции Интернет – магазин берет на себя обязательство за счет покупателя организовать доставку приобретенного им товара. То есть сама продажа осуществляется от имени Интернет - магазина, и доставку тоже организует магазин, но не собственными силами, а через посредника.
В этом случае контрольно-кассовый чек пробивает Интернет – магазин на стоимость товара с учетом доставки. А курьеры служб доставки получают его вместе с товаром. Затем в кассу Интернет - магазина принимаются к учету все денежные средства, с учетом курьерского вознаграждения. В бухгалтерском учете Интернет – магазина в составе выручки от продажи отражается только сумма, полученная за товар.
Если продажа товаров покупателю осуществляется через посредника по агентскому договору, то пробивать контрольно-кассовый чек должен тот участник, от имени которого ведется торговля (смотри Письмо ФНС РФ от 20 июня 2005 года №23-3-11/1115).
Поэтому если по агентскому договору продажа товаров осуществляется от имени службы доставки, то Интернет - магазин вправе вообще не приобретать контрольно-кассовую технику. Поскольку в такой ситуации выбивать чеки обязана служба доставки (агент), которая доставляет товар покупателю. Кроме того, через свой кассовый аппарат организация, оказывающая услуги доставки, должна провести и комиссионное вознаграждение, полученное от продавца товара.
В Письме УФНС РФ по г. Москве от 28 марта 2006 года №22-12/24310 сказано, что организации, осуществляющие курьерские услуги населению по предварительным заказам с доставкой товаров по указанному покупателем адресу (на дом, в офис, в торговые точки), при наличных денежных расчетах обязаны применять ККТ.
В бухгалтерском учете, согласно пункту 5 ПБУ 9/99, доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Выручка Интернет – магазина от проданных товаров является доходом от обычных видов деятельности, который отражается в момент передачи товара от продавца покупателю (пункт 12 ПБУ 9/99).
Расчеты с использованием расчетных банковских карт
При данном способе расчетов Интернет - магазину необходимо зарегистрироваться на сайте системы электронных платежей. Для этого нужно оформить заявку. После обработки заявки организации присваивается идентификационный номер (личный код) организации в системе платежей
Для проведения расчетов между банком и организацией заключается договор Интернет - эквайринг. По такому договору банк открывает Интернет – магазину счет, на который клиенты будут перечислять платежи по электронным картам. Услуги банка не бесплатные, за подключение к системе электронных платежей, за перевод денежных средств расчетному банку выплачивается вознаграждение.
Каждый день банк направляет на электронный адрес организации, осуществляющей торговлю через Интернет, выписку о проведенных операциях. После получения банковской выписки, которой подтверждается факт оплаты товаров, продавец осуществляют доставку товара покупателю.
Рассмотрим пример.
Пример 2.
Покупатель Иванов оплатил через Интернет - банк принтер, стоимость которого 4 560 рублей (в том числе НДС - 696 рублей), торговая наценка на принтер составляет 760 рублей.
Доставку товаров, заказанных в Интернет – магазине, осуществляет сторонняя организация. Расходы Интернет - магазина, связанные с доставкой данного товара покупателю составили 680 рублей (в том числе НДС - 104 рубля).
Стоимость услуг банка за проведение платежей для Интернет - магазина составляет 1% от суммы платежа, которая списывается сразу с расчетного счета магазина.
Товары в Интернет - магазине учитываются по продажным ценам. Для целей налогообложения прибыли, доходы и расходы определяются методом начисления.
В бухгалтерском учете Интернет - магазина данные хозяйственные операции отражаются следующими записями:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
57 | 62 | 4 560 | Произведена оплата принтера, заказанного в магазине, через Интернет - банк |
51 | 57 | 4 560 | Поступила предоплата за принтер, проведенная через систему Интернет - банк |
91-2 | 60 | 45,6 | Отражена стоимость услуг банка (4 560 х 1%) |
60 | 51 | 45,6 | Списана с расчетного счета стоимость проведения платежа через Интернет - банк |
62 | 68 | 696 | Отражен НДС с суммы полученной предоплаты |
62 | 90-1 | 4 560 | Отражена выручка от продажи принтера |
90-3 | 68 | 696 | Отражена сумма НДС |
68 | 62 | 696 | Принята к вычету сумма НДС |
90-2 | 41 | 4 560 | Списана стоимость принтера |
90-2 | 42 | 760 | СТОРНО! Торговая наценка на проданный принтер |
44 | 60 | 576 | Отражена стоимость услуг сторонней организации по доставке принтера покупателю (680 рублей – 104 рубля) |
19 | 60 | 104 | Отражена сумма НДС по доставке товара |
68 | 19 | 104 | Принята к вычету сумма НДС по услугам доставки товара |
60 | 51 | 680 | Произведена оплата услуг транспортной организации |
Окончание примера.
Расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк» учитываются в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией (подпункт 15 пункт 1 статьи 265 НК РФ).
Таким образом, в налоговом учете организации – налогоплательщика расходы на услуги банка, будут учитываться в составе внереализационных расходов.
Расчеты «электронными деньгами»
Рассмотрим еще один способ расчетов – это электронные платежные системы. Наиболее распространенными из них являются Webmoney, PayCash, CyberPlat, Е-gold, Е-port и другие. При данном способе расчетов «электронные деньги» находятся в «электронном кошельке».
Для начала работы необходимо заключить договор с представителями платежной системы. Для этого заполнятся заявка, размещенная на сайте администратора системы. После ее получения администратором, договор считается заключенным.
Порядок оплаты товаров, заказанных в Интернет – магазине, следующий: покупатель, зарегистрировавшись в системе электронных платежей вносит наличные, либо безналичные, денежные средства на счет «гарантийного агентства системы электронных платежей» (реквизиты агентства размещены на сайте). Далее агентство сформирует «электронный кошелек» покупателя.
При покупке того или иного товара денежные средства из «электронного кошелька» покупателя зачисляются в «электронный кошелек» Интернет – магазина. Магазин обязан выписать все необходимые первичные документы.
Переводятся «электронные деньги» через Интернет с помощью специальной программы, которая размещена на официальном сайте той или иной системы. В бухгалтерском учете данные расходы учитываются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Пример 3.
ООО «А» осуществляет торговлю через Интернет книгами на заказ.
Организация зарегистрирована в электронной системе виртуальных платежей. Покупатель, зарегистрированный в этой же системе, 20 июля сделал заказ на книгу, стоимость которой 2 200 рублей (в том числе НДС - 336 рублей). Себестоимость книги - 750 рублей.
За перевод денежных средств в электронной платежной системе гарантийное агентство взимает комиссионное вознаграждение. В данном случае она составляет 0,5% стоимости товара. Сумма комиссии – 11 рублей (в том числе НДС - 1,68 рубль) (2 200 рублей х 0,5%).
Оплата и доставка книги покупателю были осуществлены в тот же день.
В бухгалтерском учете ООО «А» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
62 | 90-1 | 2 200 | Отражена выручка от продажи книги |
90-3 | 68 | 336 | Отражена сумма НДС |
90-2 | 41 | 750 | Списана себестоимость книги |
76 | 62 | 2 200 | Получены «электронные деньги» от покупателя |
91-2 | 76 | 9,32 | Отражена сумма комиссии (11 рублей - 1,68 рубль) |
19 | 76 | 1,68 | Отражен НДС |
51 | 76 | 2 189 | Получены денежные средства за проданную книгу (2 200 рублей – 11 рублей) |
90-9 | 99 | 1 114 | Отражена прибыль от продажи книги (2 200 рублей – 336 рублей - 750 рублей) |
99 | 91-9 | 9,32 | Списана на финансовые результаты сумма комиссии |
Окончание примера.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ сумма комиссионного вознаграждения включается, для целей налогообложения прибыли, в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Возврат товара.
Правовые аспекты возврата товаров установлены гражданским законодательством (глава 30 «Купля-продажа» ГК РФ) и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон о защите прав потребителей»).
Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей возврат товара покупателем возможен в нескольких случаях, а именно:
- в случае непредоставления продавцом покупателю всей необходимой информации о товаре.
Возможность возврата по этому основанию предоставлена покупателю статьей 495 ГК РФ и статьей 12 Закона о защите прав потребителей. Из положений указанных статей нормативных документов вытекает, что если продавец при продаже товара не предоставил покупателю всю необходимую информацию, то покупатель имеет право расторгнуть договор купли – продажи, вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы денежных средств;
- в случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества.
Право возврата товара по этому основанию предоставлено покупателю статьей 503 ГК РФ и статьей 18 Закона о защите прав потребителей. Причем в соответствии со статьей 18 Закона о защите прав потребителей, покупатель имеет право потребовать от продавца товара:
- безвозмездного устранения недостатков товара либо возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на аналогичный товар;
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
Согласно статье 19 Закона о защите прав потребителей покупатель может предъявить претензии в следующие сроки:
- в течение гарантийного срока или срока годности, установленного изготовителем;
- в течение гарантийного срока, установленного продавцом. Торговая организация также может устанавливать гарантийный срок, если его не установил изготовитель, либо увеличить гарантийный срок изготовителя;
- при отсутствии гарантийного срока или срока годности - в течение разумного срока, но не более двух лет со дня покупки товара (если иной срок не установлен законом или договором);
- в случае продажи товара надлежащего качества, который не подходит покупателя по каким либо причинам.
Такое право возврата установлено статьей 502 ГК РФ и статьей 25 Закона о защите прав потребителей. Согласно которой потребитель имеет право обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
Покупатель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Если покупатель при доставке товара отказался от покупки данного товара, то в соответствии с пунктом 3 статьи 497 ГК РФ, Интернет-магазин вправе взыскать с покупателя расходы по доставке, а также другие расходы, осуществленные Интернет - магазином в связи с совершением действий по выполнению договора. К сожалению, в данной ситуации очень сложно доказать в суде факт заказа товара через Интернет. Для избежания таких отказов, можно посоветовать Интернет - магазинам обязательно требовать подтверждение заказа по телефону либо электронной почте, а также вести статистику заказов и подтверждений.
Рассмотрим на конкретном примере порядок возврата товаров, приобретенных в Интернет – магазине.
Пример 4.
Покупательница заказала в Интернет - магазине зимние сапоги стоимостью 2 700 рублей. Товар был доставлен курьером, оплачен наличными денежными средствами. Курьер выдал покупательнице кассовый и товарный чеки.
Через три дня она обратилась в Интернет - магазин с требованием замены товара на аналогичный товар большего размера. В день обращения, в магазине сапог большего размера в продаже не оказалось, поэтому покупательница попросила вернуть ей денежные средства. При этом покупательница предоставила заявление на возврат уплаченной денежной суммы, кассовый чек и вернула товар.
Учет в Интернет - магазине ведется по покупным ценам. Покупная цена сапог составляет 1 700 рублей.
Операции по возврату были отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
50 | 76 | 2 700 | Отражено поступление денежных средств от покупателя |
76 | 90-1 | 2 700 | СТОРНО! Отражена выручка от продажи |
90-2 | 41-2 | 1700 | СТОРНО! Списана себестоимость реализованных сапог |
90-3 | 68 | 412 | СТОРНО! Начислен НДС |
76 | 50 | 2700 | Возвращены денежные средства покупательнице |
Окончание примера.
Пример 5.
Покупатель Иванов 14 июля сделал заказ в Интернет – магазин на покупку утюга, стоимость которого 1 200 рублей (в том числе НДС- 183 рубля).
Утюг был доставлен курьером, оплачен наличными денежными средствами. При этом курьер передал покупателю кассовый и товарный чеки.
18 июля покупатель обнаружил брак и вернул утюг в магазин. Себестоимость утюга 600 рублей.
Предположим, что организация использует следующие наименования субсчетов по балансовому счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:
76-1 «Расчеты по претензиям».
Учет товаров ведется по продажным ценам.
В бухгалтерском учете Интернет – магазина будут сделаны записи:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
14 июля | |||
50 | 90-1 | 1 200 | Отражена выручка от продажи утюга |
90-2 | 41 | 600 | Списана себестоимость утюга |
90-3 | 68 | 183 | Отражена сумма НДС |
18 июля | |||
76 | 90-1 | 1 200 | СТОРНО! Выручка от продажи утюга |
76 | 76-1 | 1 200 | Учтена задолженность перед покупателем |
90-3 | 68 | 183 | СТОРНО! Сумма НДС |
90-2 | 41 | 600 | СТОРНО! Себестоимость утюга |
76-1 | 50 | 1 200 | Возвращены покупателю денежные средства |
Окончание примера.
Автор - Начальник методического отдела BKR-Интерком-Аудит
Статья получена: Клерк.Ру