Каждая организация рано или поздно может столкнуться с проблемой подключения к телефонной сети – будь то переезд в новый офис или просто стали необходимы дополнительные номера. Отражение данной операции в налоговом и бухгалтерском учете имеет свою специфику, которой в своих же интересах лучше не пренебрегать.
Особенности подключения
С окончанием строительства офиса не все проблемы могут считаться решенными. Рабочие места необходимо оборудовать – мебелью, компьютерами и, конечно же, телефонами. У вас как у будущего абонента может возникнуть необходимость прокладывать новую телефонную линию, все расходы по установке которой вы возьмете на себя.
Однако заключая договор с компанией-оператором, предоставляющей вам услуги связи, важно предусмотреть в нем условие, в чью собственность перейдет линия, потому что от этого будет зависеть как налоговый, так и бухгалтерский учет.
Рассмотрим первый вариант, в соответствии с которым телефонная линия переходит в собственность оператора. Что делать с расходами на прокладку кабеля? В данной ситуации все будет зависеть от того, насколько грамотно вы составите договор, а именно: в тексте необходимо учесть расходы на прокладку линии, отразив их как «услуги за подключение». При таком раскладе вы сможете учесть данные затраты в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК), и тем самым уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Реже можно встретить ситуацию, в которой право собственности на линию переходит к абоненту. Тут появляется всеми любимый «НДС со строительно-монтажных работ для собственного потребления» (п. 2 ст. 159 НК), который подлежит вычету согласно пункту 6 ст. 171 НК. Вы заключаете с оператором договор на техническое обслуживание телефонной линии, расходы по техобслуживанию уменьшают налогооблагаемую прибыль, а стоимость линии амортизируется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Единственным отрицательным моментом является появления обязанности уплачивать налог на имущество.
Арендуем офис
Не многие организации имеют средства отстраивать свои собственные офисы. Как правило, фирма берет в аренду уже готовое помещение, в котором есть все необходимое для работы. В этом кроются свои плюсы и один из них – отсутствие надобности прокладывать телефонную линию. Остается просто подсоединиться к ней, заключив договор с оператором связи.
Если договор заключается на определенный срок, то затраты на подключение в бухгалтерском, да и в налоговом учете списываем равномерно в течение действия всего срока договора (п. 1 ст. 272 НК).
С бессрочными договорами дело обстоит посложнее, в особенности это касается налогового учета, отмечают эксперты журнала «Расчет». Дополнения к пункту 1 статьи 272 Налогового кодекса, вступившие в силу с 2006 года, дают возможность самостоятельно определять момент списания расходов, если невозможно исходя из соглашения установить, когда они возникают. Бессрочный договор – это как раз тот случай, когда связь между расходами и доходами не может быть определена четко. Следовательно, расходы на подключение можно списать единовременно. Но не тут-то было, Минфин против таких действий, он настаивает определять срок самостоятельно, даже если таковой в договоре не прописан. Письмо Минфина от 23 июня 2006 г. № 03-03-04/1/542 отражает вышеизложенную позицию в отношении компьютерных программ, но она распространяется и на услуги связи. Спорить с Минфином, конечно, нелишнее, но только не во вред себе.
Если фирма оплатила только услуги за подключение к уже существующей сети и срок договора определить затруднительно, то бухгалтеру фирмы нужно сделать следующие проводки.
Пример
ООО «Елена», новый владелец ранее телефонизированного помещения, оплатила 3540 руб. (в том числе НДС 18% – 540 руб.) за предоставление доступа к телефонной сети.
Бухгалтер сделает такие записи:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 60
– 3000 руб. (3540 руб. – 540 руб.) – списаны затраты на подключение к линии связи;
Дебет 19 Кредит 60
– 540 руб. – отражен НДС, предъявленный оператором связи в счет услуг за подключение;
Дебет 68 Кредит 19
– 540 руб. – принят к вычету НДС;
Дебет 60 Кредит 51
– 3540 руб. – перечислена оплата оператору связи за подключение.
Без разрешения
Средств связи на сегодняшний день сколько угодно, факс входит в число одних из самых популярных. Кто бы мог подумать, что подключить факс совсем не просто, как кажется на первый взгляд.
Для того чтобы подключить к абонентской линии новое оборудование, к нему должен прилагаться документ о подтверждении его соответствия установленным требованиям (п. 7 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением правительства от 18 мая 2005 г. № 310). Данный документ вы получите при покупке факса в магазине. Если произойдет подключение аппарата без соответствующего документа, то такие действия расцениваются как нарушение. В данном случае оператор связи вполне может обратиться в суд с требованием о возмещении убытков (п. 147 Правил).
Также необходимо учесть, что оператор связи вправе приостановить оказание услуг до ликвидации фирмой нарушения (как то: подключение факса без соответствующего документа), предварительно уведомив об этом. На устранение нарушений дается шесть месяцев (с даты получения уведомления); по окончании этого срока оператор может расторгнуть договор в одностороннем порядке, то есть без вашего согласия (п. 118 Правил), если вы за полгода не отреагировали на предупреждение связистов.
Статья получена: Клерк.Ру