Конкурентная борьба за покупателя диктует свои правила игры для продавцов. Один из хорошо освоенных механизмов привлечения и удержания покупателей - система скидок. У предприятий, работающих с населением, - супермаркетов, аптек, служб быта право получения скидки часто оформляется в виде дисконтной карты. У предприятия-эмитента или предприятия-партнера по дисконтной системе в связи с этим возникают две учетные задачи: учесть выпуск самой дисконтной карты и учесть ее хождение.
Е.В.
Луничкина, эксперт "УНП"
«Учет, налоги, право» № 29, 2004
Начнем с учета эмиссии дисконтных карт. Дисконтные карты могут распространяться как на безвозмездной основе при соблюдении определенных условий, так и за плату. В соответствии с принятым порядком распространения различается и учет дисконтных карт у эмитента.
Пример 1.
Супермаркет выпустил собственные дисконтные карты в количестве 1000 штук. На их изготовление он потратил 2360 руб., включая НДС. Карты распространяются безвозмездно между покупателями, совершившими покупку на сумму более 2000 руб. На 31.07.04 распространено 15 карт.
В приведенном примере затраты на изготовление дисконтных карт учтем как расходы на приобретение материалов. При их распространении стоимость изготовления будет учтена в составе расходов по обычным видам деятельности как коммерческие расходы супермаркета:
Дебет 10 Кредит 60
- 2000 руб. - отражены расходы на приобретение 1000 штук дисконтных карт;
Дебет 19 Кредит 60
- 360 руб. - учтен НДС;
Дебет 44 Кредит 10
- 30 руб. (15 шт. 5 2000 руб./ 1000 шт.) - стоимость изготовления карт учтена в составе коммерческих расходов.
В налоговом учете расходы на изготовление дисконтных карт в этом случае будут косвенными расходами. А потому они списываются в том месяце, когда осуществлены (ст. 320 НК РФ). Существует мнение, что расходы в данном случае признать нельзя, поскольку они связаны с безвозмездной передачей (п. 16 ст. 270 НК РФ). Однако о безвозмездности говорить не приходится, если дисконтная карта передается на определенных условиях, как в нашем примере, когда необходимо сделать покупки на сумму более 2000 рублей (ст. 423 ГК РФ). По этой же причине не нужно начислять НДС, как того требует статья 146 НК РФ по безвозмездно переданному имуществу.
Пример 2.
Себестоимость изготовления дисконтных карт возьмем из примера 1. Карты распространяются за плату по 200 руб. за штуку, в том числе НДС. На 31.07.04 продано 15 карт.
В этом случае супермаркету дисконтную карту следует учитывать как товар в связи с тем, что происходит ее возмездное распространение (п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", п. 3 ст. 38 НК РФ). Затраты на изготовление дисконтных карт в таком случае составят себестоимость товара "Дисконтная карта":
Дебет 41 Кредит 60
- 2000 руб. - учтена себестоимость изготовления 1000 штук дисконтных карт;
Дебет 19 Кредит 60
- 360 руб. - учтен НДС.
При распространении дисконтных карт происходит их реализация:
Дебет 50 Кредит 90-1
- 3000 руб. (15 шт. 5 200 руб.) - учтена выручка от реализации дисконтных карт;
Дебет 90-2 Кредит 41
- 30 руб. (15 шт. 5 2000 руб./ 1000 шт.) - списана себестоимость реализованных карт;
Дебет 90-3 Кредит 68
- 457,63 руб. (3000 руб. : 118 5 18) - начислен НДС с реализации.
В налоговом учете доход от реализации должен быть учтен в соответствии со статьей 249 НК РФ. А расход - согласно статье 268 НК РФ.
Часто несколько предприятий объединяются и выпускают единые для членов объединения дисконтные карты. Тогда на одного из членов договора ложатся обязанности по эмиссии карт. Остальные предприятия оплачивают эти расходы в виде членских взносов.
Пример 3.
Прачечная входит в группу предприятий, принимающих дисконтные карты группы. Эмиссию карт, согласно договору, производит другая организация группы. Ежегодно прачечная платит членский взнос по договору. Предприятие принимает дисконтные карты группы и предоставляет скидки на свои услуги.
Ежегодный взнос следует учитывать в расходах равномерно в течение срока, установленного договором (п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, п. 1 ст. 272 НК РФ).
У такого предприятия возникает необходимость наладить учет движения дисконтных карт. Эта же задача стоит и перед эмитентами карт.
Организовать контроль за хождением дисконтных карт необходимо для наблюдения за соблюдением условий предоставления скидок. То есть обоснованность предоставления скидки конкретному покупателю будет подтверждена, если у торгового предприятия поставлен аналитический учет действующих дисконтных карт по номерам, сроку действия, держателям карт, величине скидки. Ведь дисконтные карты, как правило, срочные, то есть действуют только в течение определенного периода времени, например года с момента выдачи. Следует отдельно учитывать выпущенные, но не распространенные карты, а также карты с истекшим сроком.
Такая аналитика также необходима для пресечения возможных злоупотреблений со стороны работников, оформляющих покупки.
Статья получена: Клерк.Ру